Тут немного беспощадного гуманизма, замешанного на любви и страдании, очень сложно и тонко, но не столь противоречиво, как кажется, если вчитаться. Как писала в другой теме , Чехова не люблю, и светлейшего Льва Толстого тоже. У этого автора учился Бердяев, а для меня это показатель
Разве помогать не признак нравственной силы?
Я давно перестал задавать себе вопрос: это Бог создал Человека или Человек создал Бога?
Лучше быть несчастным, но знать, чем счастливым и жить в дураках.
Русский бог уже спасовал пред «дешёвкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте, дайте взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали!
Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении…
Настоящая правда всегда неправдоподобна! Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.
Кaждый из нас предан. Кoму-то или кем-то.
Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
Жизнь задыхается без цели.
Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы.
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
Несчастье-заразная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга, чтоб еще больше не заразиться.
Фантастическое составляет сущность действительности.
Люди не любят, более того, ненавидят тех, кого они обидели.
Простите нам наше счастье и пройдите мимо.
«Все, что русские взяли от православия — перекреститься перед тем, как зарубить тебя топором»
Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит: Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро. Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное.
Жить нужно для тех — кому ты нужен… Дружить лишь с теми — в ком уверен… Общаться с теми — кто приятен… И быть благодарным тем — кто тебя ценит.
В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя.
Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.
Великие мысли происходят не столько от великого ума, сколько от великого чувства.
Легко прививаются привычки роскоши и как трудно потом отставать от них, когда роскошь мало-помалу обращается в необходимость.
А в самом деле: вот я теперь уж от себя задаю один праздный вопрос:
что лучше — дешевое ли счастье или возвышенные страдания? Ну-ка, что лучше?
В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
Действительно, человек любит видеть лучшего своего друга в унижении пред собою; на унижении основывается большею частью дружба; и это старая, известная всем умным людям истина.
Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение, тем что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли.
Увы, не верьте таковому единению людей.
Понимая свободу, как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок.
Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства.
Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в тоже время всех прав себе, есть только свинство.
Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.
Выражаются иногда про зверскую жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
«О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком — еще слишком долго будет привлекать человека на земле.»
Всякий, кто хочет главной свободы, тот должен сметь убить себя. Кто смеет убить себя, тот тайну обмана узнал. Дальше нет свободы; тут всё, а дальше нет ничего. Кто смеет убить себя, тот бог.
Жить — значит сделать художественное произведение из самого себя.
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает.
Потрясающе, да?))