Не только на наши. Бесы могут в других языках называться по-другому, но смысловая нагрузка на меняется. Действия были и в других землях.
Не столько христианства, сколько авраамических религий.
Да, конечно, применяя эти термины, я лишь использовал те, что относится к России и нашей культуре. Формально, сейчас в каждой развитой и прогрессивной стране есть, пожалуй, все представители крупнейших авраамических религий. И они все по своему называют злого духа (шайтаны и Иблис, шедим и т.п.).
Не знаю этимологию, от которой Вы отталкиваетесь.
Ну, например этимологический словарь Фасмера, который был доработан советским этимологом Трубачевым, доктором филологических наук. Там сказано следующее: "Исконнородственно лит. baisà «страх», baisùs "отвратительный, мерзкий, ужасный". А согласно 5 тому словаря Брокгауза и Ефрона, термин "
Бес" был применим еще у язычников и являлся для них неким темным духом. С ними связывали пришествие зимы и считалось, что в эту пору вся земля находится под их властью.
(Очень много информации идет именно на дославянском языке)
Я, к сожалению, не могу просто взять это на веру. Инсайты такого рода я еще не получал. А достоверной информации на тему языков дословянских в научных трудах не очень-то и много. Но если это все верно, подобный инсайт мог получить какой-либо еще практик.
Ну, Вы, наверняка, знаете, что есть и Темные и Светлые. И да. Они не меняют свою Природу из-за прихода/ухода каких-либо религий.
Ну, в западных высоких магических традициях все именно так, только Темные и Светлые - это не нравственные характеристики, а именно природа, степень "плотности" и т.д. Впрочем, в традиции русского колдовства, которой я следую, все куда проще. Но вернемся к нашим бесам. А они относятся к очень разным природным и эгрегориальным силам. Вот для меня, как не крути, элементаль огня - бес огневой, Огней, опять же. Был ли огненный бес, до христианства, бесом, т.е. прислужником нравственного зла? Нет конечно. Духом огненным был. Мог обжечь, мог согреть, а мог и дом спалить. Но вот он стал бесом. А по Вашему - его "поработили". Скажите, что в нем изменится, после того, как Вы его, скажем, освободите? Как изменятся его качества? Или что в нем изменится?
Или взять Беса церковного. Все по разному могут говорить, есть он, или нет его - а он есть. Это уже не стихиаль, конечно же. Это эгрегориальная сущность, относящаяся напрямую к обратной стороне ХЭ. Как его изменить, освободить, если он есть часть христианства?
А запойного беса освободить как, блудного? Блудный бес перестанет питаться похотью и сексуальными переживаниями жертвы?