• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Мода -ава (Мастор-ава), держательница земли

Asy999

Модератор
Сообщения
4 625
Реакции
17 181
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
Для мордвы,впрочем как и для других земледельческих народов, земля представлялась женщиной, обладающей плодородной силой,производящей все необходимое для людей. Поэтому к ней старались относиться с чрезвычайным почтением, посвящая много жертвоприношений. Во время этих жертвоприношений говорили, к примеру, так:
«Мастор-ава. матушка, масторонь стакань кирдиця, вана сынек-пурнавинек, тонь леметь кундасынек. варштак сюкпрянок лангс. Мез евештян — максык, мезе мердян — теик. Вештян шачи сюро..., шождыне-парыне шумбрань паро чине. Мастор-ава,матушка, мезе каятан лангозот, мезе виттян эзэзэть — ливтик.кастык. пештик. лездык!» (Мастор-ава. матушка, тяжесть земли держащая, вот пришли-собрались, твое имя вспоминаем, посмотри на наши поклоны. Что просим — дай,что скажем — сделай. Просим хорошего урожая..., дай хорошего здоровья. Мастор-ава. матушка, что бросаем на тебя,что сеем в тебя — подними, вырасти, наполни, помоги!).
Отдельные фрагменты верований в божество земли Мода-аву сохраняются до настоящего времени. И теперь еще встречаются люди, особенно из среды пожилых женщин, полагающими, что Мода-ава может, к примеру, наслать на человека болезнь. Так, в селе Иванцеве рассказывали, что когда человек упадет на землю, получит ушиб или заболеет, то нужно поклониться земле и просить у Мода-авы прощения:
Мода-ава, кормилица. Модань кирди, дорогая.
(Може т быть, ты ушиблась.Или рассердилась, прости.)

В селе Алькине в таком случае ходят к ворожее (содыцянснь), взяв с собой пшена, хмеля, денег и вина. Ворожеяи больной отправляются во время утренней или вечернейзари на перекресток дорог (к и рашков) , где ворожея произносит молитву о том, чтобы божество земли Мастор-ава простила заболевшего, сняла с него болезнь: «Мастор кирди азор-ава, утренняя заря Дарья, вечерняя заря Марья, Вишкадлей,Мокшадлей (названия алькинских оврагов.),простите болезнь (называется имя заболевшего.)».Затем ворожея и больной целуют землю три раза. Больной уходит, ворожея бросает левой рукой через плечо принесенное в жертву божеству земли (узелок с пшеном, хмелеми пр.) и также уходит. Возвращаться домой надо не оборачиваясь
В селе Налитове (ныне Пуркаеве) иногда после ушиба при падении старухи говорят:
Масторонь кнрьди, корьмакай,
Мастор-ава. тирякай,
Мон прынь. тонть томбитннь,
Тон монь томбимик.
Прынь шумбрасто.
Туян прост марто.
Простимик Христа ради
(Масторонь кирди. кормилица, Мастор-ава, дорогая, я упала, тебя ушибла, ты меня ушибла, падала здоровой, уйду прощеной, прости меня Христа ради).

Генетически мордовская Мода-ава близка марийскому божеству Мланд-ава (мар. мланда — земля, ава — женщина, мать).
 
Назад
Сверху Снизу