• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Ведь-ава,мать воды

Asy999

Модератор
Сообщения
4 634
Реакции
17 221
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
Многочисленные старинные обряды, песни-мифы, заговоры, частично сохранившиеся в памяти людей до сих пор, свидетельствуют о том, что в дохристианских религиозных верованиях мордвы одно из главных мест занимало обожествление воды, покровительницей, держательницей которой считалась Ведь-ава (ведь - вода, ава -женщина , мать), обитающая повсюду, где есть вода. Каждая речка, любые озеро или родник, пруд имели свою Ведь-аву. Предполагалось, что в воде живет и Ведь-атя, но он в сравнении с Ведь -авой играл меньшую роль.
Считалось, что Ведь-ава может не только утопить человека, но и наказать какой-нибудь болезнью (ведь наркоть) . «Мордва верит,— писал в начале XX века М. Е. Евсевьев,— что всякая болезнь приходит к человеку в наказание от разгневанных божеств, и, чтобы избавиться от болезней, нужно умилостивить наславшего их бога»
Чтобы вылечить болезнь, посланную якобы Ведь-авой, устраивали моленье, принося Ведь-аве различные жертвы-подарки. Во время этого моленья говорили, к примеру, так:
«Ведь-ава, матушка... сия лацо лисят, сырне лацо кеверят, эрьва мезе шлят-нардат, эрьва таркас эряват . Те тарканте сынек, кеденек шлинек, ашо пацяс нардынек, ашо паро кедьнесэ, шожда паро мельнесэ сараскенек кандынек, тонь икелей путынек, тонь лемет ь кундынек, осксонок неик, сараскенек саик, валонок марик, мезе вештян — максык, мезьде пельдян — ванок. Ки эйзэт ь пры, а парсте арсеви, илязо нарфодевть, илязо чармодевть, шумбрань паро чинзэ иляк сайть. Ки тонеть сюкуни, ки тонеть энялды, сень простик-милостик... нарфоцтензэ шлик-нардык, шу.мбрачинзэ максык!» .
(Ведь-ава, матушка... точно серебро выходишь, точно золото катишься, все моешь-вытираешь, во всяком месте нужна. На это место пришли, руки вымыли, белым платком вытерли, белыми хорошими руками, с приподнятым хорошим настроением курочку принесли, перед тобой поставили, твое имя вспоминаем, моленье наше посмотри, курочку возьми, слова услышь, что просим — дай, от чего боимся — убереги. Кто к тебе попадет, нехорошо о тебе подумает, пусть не заболеет, не отбирай у него здоровья. Кто тебе кланяется, кто тебя умоляет, того прости-умилости, возьми болезнь его, отдай его здоровье).

И сейчас есть люди, верящие, что болезнь, посланную Ведь-авой. никакой врач никакими лекарствами не излечит, а может излечить только сама Ведь-ава, при условии, конечно, что ей будут принесены определенные подарки (просо, хмель, деньги и т. п.).
Так, в селе Шандрове Лукояновского района Нижегородской области рассказывали: «Искупается человек, заболеет (наркодеви) , надо идти к знахарке. Она отправляется к воде, беря с собой проса, соли, хмеля, просить прощения у Ведь-авы (простонь вешеме) . Старуха обращается к Ведь-аве со словами, в которых говорит о том, что може т быть этот человек плохо говорил о Ведь-аве, рассердил ее, досадил ей. плохо о ней подумал, и поэтому она пришла просить прощения, облегчения:
«Простик, да ютавтык. да потавтык, да суравтык, да станстонзо, уставстонзо, эзьнестэнзэ, верьстэнзэ, сывельстэнзэ, пиже санстонзо, и ловажастонзо, и какмарьстэнзэ, и ютазо, и потазо, и сурадозо, и каладозо, и макет, Ведь-ава, тензэ облегчения...»
(Прости, да отведи, да уменьши, да расправь, да развяжи, да со стана-устава, с крови, мяса, зеленых жил и костей, пусть пройдет, и уменьшится, и расправится, и развяжется, и дай, Ведь-ава, ему облегченья...).
Затем узел с просом, солью и хмелем бросает у воды, на перепутье дорог (ки рашков ) и уходит, не оборачиваясь.
Мордовское божество воды Ведь-ава не являлось верховным, а было лишь олицетворением одной из сил природы — воды. Предполагалось существование не одной всеобщей Ведь-авы (для всех вод), а каждая речка, каждое озеро или пруд наделялись своей Ведь-авой. Это же самое характерно для божеств леса, поля и других объектов природы.
 
Назад
Сверху Снизу