• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Обсуждение Черти - помощники колдуна (ведьмы)

Руса

Premium
Сообщения
2 391
Реакции
6 718
Баллы
379
Автор не известен.

Жилой дом тоже может на время превращаться в пространство нечисти. Это совершается посредством чертей, напускаемых колдуном. Они существенно отличаются от насылаемого черта, о котором шла речь выше. На особенностях нечистых помощников стоит остановиться подробнее.
Образ колдуна тесно связан с образом черта. Взаимопроникновение их обусловлено связью колдуна с нечистой силой, помогающей ему в магии. Это сила совершенно особого рода. В противоположность напускаемому черту, образ которого может быть весьма выразительным, помощники колдуна абсолютно обезличены, неотделимы друг от друга, они всегда во множестве и описываются как отряд солдат: "У всех синие короткие штанишки, красные рубашечки, стоят шеренгой, как маленькие человечки, 50-70 сантиметров"
Колдун крайне редко показывает посторонним своих чертей. Мотивировка такой демонстрации обычно одна вполне определенная: разубеждение "неверующего", приобщение его к представлению о наличии двух постоянно контактирующих миров: земного и потустороннего и таким образом утверждение в сознании человека особого статуса колдуна - на границе этих миров: "Мишка говорит: "Бога нет". А батька и говорит "Бог есть и черт есть". А этот Мишка: "Раз есть бог и черт, покажи, -говорит, - мне черта" (отец показывает черта в бане). Демонстрация "ребят" вообще происходит обычно в помещении.
Коммуникация чужого человека с чертями-помощниками колдуна сводится к минимуму: они являются взору наблюдателя в визуальном облике на несколько секунд, ничего не говоря и обычно не совершая никаких действий - как картинка. "Я под стол заглянула: два мальчишечка в красненьких рубахах, черным кушакам опоясавши. Ну, вот так. И вот сразу, говорит, потерялись".
Черти колдуна представляют собой, по сути, не отдельные фигуры, а некую однородную по своей природе силу, которая заполняет собой все реальное пространство, предоставляемое ей "патроном". По его воле они могут в один момент свернуться до минимума и локализоваться (12 чертей "под веником сидят" и так же быстро развернуться до любых пределов.
Наиболее показателен случай, когда такого рода "сворачивание - разворачивание" происходит в доме колдуна. Когда черти заполняют его целиком, дом превращается в пространство нечисти, обладающее всеми специфическими особенностями, отличающими его от пространства нормального жилья.

НАСЛАННЫЙ ЧЕРТ И НАСЛАННЫЕ ЧЕРТИ.

Но жилье обычных людей тоже может становиться нечистым пространством, когда человек, имеющий контакт с потусторонними силами, напускает туда чертей, которые по своим характеристикам отличаются от одиночного насланного черта. В данном случае пространство дома жертвы становится из "своего" "чужим". Порой рассказчик не дает даже мотивировки такого превращения и не говорит о личности наславшего, потому что здесь важен сам факт того, что "сделано" и теперь нужно "отделывать", возвращать "свое" пространство или уходить в другой дом. На этом обычно строятся рассказы о выживании людей из дома нечистой силой. "И вот, как спать они лягут, в этом доме-то ночью уж такой... гром, шум ужасный стоит, что спать невозможно... Так ничего они сделать и не смогли. Жуть стала брать всех. Продали дом и уехали".
Но и эти черти не тождественны тем нечистым, которые помогают колдуну в магии. Граница между теми и другими довольно четкая. Так, например, описывается один из "маленьких", посланный колдуньей, "чтобы проверить, все ли мы сделали как надо": "Парень, ...молодой, красивый, как портрет. Стоит у двери молча, ничего не говорит, потом пропал".. Это действительно один из помощников колдуна в визуальном облике: кратковременное молчаливое видение, "глаза" колдуна, следящие за выполнением его воли.

ЧЕРТИ В ДОМЕ КОЛДУНА.
Поведение чертей в жилье самого колдуна во многом аналогично действиям напущенных нечистых в доме другого человека: черти шумят, различными способами мучают хозяина дома, не дают ему спать, в доме "чудится". Но разница заключается в том, что между колдуном и его помощниками моделируются принципиально иные отношения, чем у обычных людей с пришедшей извне нечистью.
Черти-помощники сами по себе представляют особое пространство нечисти, к которому "подключается" человек, становящийся колдуном. Но если не произошло особого акта "передачи - принятия" владения этими чертями, человек не способен на обратную связь с ними. "Непосвященные" могут только терпеть мучения или пытаться избавиться от нечисти колдуна.
Сам колдун-хозяин способен отчасти управлять своими "подчиненными", потому что владеет их "языком", "приставания" чертей для него наполняются определенным смыслом - это требование "работы". Главные характеристики пространства нечисти - динамика (постоянное движение) и однородность. Колдун, понимая "язык" чертей, в то же время вынужден жить по законам этого пространства. Поневоле он тоже все время движется (черти "гоняют" колдуна). Мучения колдуна - это проявление агрессивной динамики пространства нечисти, то есть постоянное явление. Только способность управления чертями-помощниками дает ему возможность на время "отключить" пространство нечисти от себя (послать их на "работу") и отдохнуть: "Работы им дала, оны пошли поколдовали, и она успокоилась".
Но для того, чтобы умереть, преодолеть свою материальную оболочку, колдун должен целиком возвратиться в "этот" мир, стать обыкновенным человеком. Первый способ, как это сделать, - это передача чертей другому человеку или на какой-то предмет (одежда, личные вещи, а также палочка, кусок сахару и др.), то есть "отключение" чертей от себя, совершаемое самим колдуном. Но очень часто бывает, что в момент его смерти пространство нечисти полностью завладевает хозяином, и последний не в силах больше им управлять (черти "таскают" колдуна). Тогда посторонние люди должны предпринять действия для облегчения его смерти. Наиболее распространенный вариант - вынуть потолочину, снять конек, а иногда и целую крышу, "чтобы дать душе простор выйти вон из тела" Видимо, этот обряд связан с восточнославянской традицией отворять двери, окна, царские врата в церкви при трудной смерти.
Не всегда, однако, дом колдуна в полном объеме является пространством нечисти. Уровень "свернутости - развернутости" этого пространства во многом зависит от наличия фигуры постороннего человека, не подключенного к нему. Колдун оберегает "свой" мир, потому что чужой может нарушить по-своему гармоничные отношения "хозяина" и "подчиненных" в нем. Поэтому вторжение постороннего в дом колдуна приводит к моментальному "сворачиванию" пространства нечисти. Оно может быть неполным, если приход чужака совершается с ведома и разрешения хозяина чертей (например, к колдуну приходят гости и слышат, как черти прыгают и стучат на чердаке, а он управляет ими из комнаты или полным, если это происходит неожиданно (люди слышат, как колдунья разговаривает с чертями в доме; когда к ней стучатся, она загоняет всех чертей под печку и только тогда открывает.
У колдуна есть еще один способ для отключения постороннего от пространства нечисти, которым он пользуется гораздо чаще, чем предыдущим: перевод последнего в "другое измерение". Человек видит мучения колдуна, но при этом его зрению открыто поведение лишь одной из контактирующих сторон, о действиях чертей он узнает только через действия их хозяина. "И вот он [колдун] лежит, а я... не слышу, как они просят работы-то. А он ревет: "...Молотите солому-то!" ...Утром, гыт, встану - мякина одна, одна мякина!
Таким образом, у колдуна действительно существует какой-то обоюдный "договор" с нечистой силой. С одной стороны, он хозяин своих чертей, может повелевать ими и использовать по своему усмотрению, его возможности в глазах обыкновенного человека становятся почти неограниченными. Но, с другой стороны, черти тоже делают с колдуном, что хотят. Он вынужден жить по законам пространства нечисти, а перед смертью, если вовремя не отключится от него, поступает в полное распоряжение своих бывших помощников.
При этом все черти, подчиненные колдуну, не представляют из себя единого целого - это несколько различных по своим характеристикам образов. Что касается нечисти, которую колдун насылает в дом другого человека, то, во-первых, это может быть вполне конкретный черт, который приближается к сказочному бесу и общается с человеком "по-человечески". А во-вторых, черти могут представлять из себя однородную силу, пространство нечисти, превращающее жилое помещение в участок антимира. Но часто очень сложно бывает определить саму грань между "чужой" нечистой силой, приходящей извне, и проявлениями домового, воплощающего "свое" для человека пространство жилья.

КИКИМОРА.
Многие исследователи называют образ кикиморы неясным, расплывчатым. Но в сфере результатов нашего анализа становится более понятным место этого образа в системе демонологических персонажей, связанных с жильем человека.
В ряде случаев кикимора может представлять из себя женскую ипостась домового. Но гамма отношений между образами домового и кикиморы варьируется от полного перехода функций или свойств первого к последней до полного противопоставления персонажей. С одной стороны, мы видим типичные признаки домового-атмосферы - постоянного и невидимого обитателя человеческого жилья, не привязанного ни к какому конкретному локусу, и те же функции: помощь по хозяйству и вредительство (часто в наказание за нарушение традиционных правил поведения в доме), предсказание судьбы человека. С другой стороны, устойчивы представления о том, что кикимору насылают (колдуны или обиженные плотники). Она может напоминать как насланных чертей, превращающих дом в пространство нечисти, так и одиночного черта, действующего в "своем" для человека жилом пространстве и вступающего в тесный контакт с людьми. Но сюжеты с кикиморой отличает мотив куколки (щепки, ртути и пр.), с помощью которой ее насылают. Уничтожить эту вещественную привязку кикиморы к дому может любой человек, а превосходство "посвященного" заключается только в знании причины "привиждений" и местонахождения куколки.
То есть образ кикиморы внутренне противоречив: с одной стороны, она предстает перед нами как вполне самостоятельный мифологический персонаж, не связанный ни временем, ни пространством, но, с другой стороны, может локализоваться в реальном предмете, исполняющем функцию хозяина кикиморы и задающем для нее "программу действий".
Вообще, возможно сравнить образ кикиморы и образ черта как такового, то есть в совокупности всех представлений о нем. В имени шишиморы уже заложена связь с чертом ("шиш", "шишко" - черт, нечистый дух), к тому же ее название, как и название черта, лишено какой бы то ни было приуроченности, функционального стержня. Это приводит к сильной расплывчатости образа, отсутствию четкого представления о пространственно-временных и прочих характеристиках образа. Кикиморе могут приписывать самые разные места обитания, а поэтому и облик, функции. И, как следствие, налицо тенденция к максимальной собирательности образа. "Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях и по самым разнообразным поводам" так же, как и имя черта.
Черт в народном сознании - это антипод Бога, а кикимора - домового, Бога в масштабах человеческого жилья. Кикимора и домовой, персонифицирующие негативную и позитивную стороны взаимодействия людей в их домашней жизни с нечистой силой, представляют собой две стороны единого целого - атмосферы дома.
Но в процессе бытования быличек образ кикиморы был почти целиком "поглощен" образом домового (речь идет прежде всего об имени, а не о самом представлении). Дело в том, что для кикиморы характерен тот тип отношений нечистой силы с человеком через пространство, который захватывает области таких демонологических образов, как домовой, черт, покойник - центральных, наиболее "разработанных" образов народной мифологии, для которых характерно расширение за счет смежных с ними персонажей, приобретение все большей собирательности. Поэтому, видимо, и происходит постепенное объединение кикиморы и других духов культурного пространства в единый образ домового - воплощение атмосферы дома.

На форуме достаточно обсуждений на тему чертей и бесов, все интересные. Эта статья мне показалась очень непосредственной, чей то опыт простыми словами. Не помешает).
Пора и о чертях вспомнить в ночь перед Рождеством
:elka:
 
Последнее редактирование:
Про кикимору.
Было дело, обиженная за отставку от работы риэлтор, откопав в инете ритуал, послала нам какую-то порчу. Негатив на себя взяли коты. У одного из них начала изо рта литься вода. Сидит, дремлет, а под ним лужа образовывается.
Тогда еще Магией не занимались, но с Домовым уже разговоры разговаривали. Спрашиваем у него, что с котом случилось, почему вода течет (по всем признакам кот здоров, но пьет много воды и почти не ест).
Домовой говорит: - Дома чужой.
Спрашиваю: - Ты кто, назовись.
Отвечает: - Мукуша.
Я: - Что еще за Мукуша такая?
Она: - Кикимора.
Вкратце разговор:
Прислала ее Шама(Маша), кот из-за этого водой льет, потом и другие коты лить будут. Почему Маша это сделала - обиделась, что договор на продажу не продлили и начали работать с другим риэлтором. Что хотела нам сделать - чтобы болели, мальчик (племяннику было 11 лет). Давай-ка теперь все "барахло", что прислали забирай и мотай обратно. А она не хочет, у Маши еда не вкусная и мусорное ведро показывает и полотенца воняют. Просится у нас остаться. Сестра у меня жалостливая, говорит, давай оставим. Ага! Конечно! Давай всех подкидышей собирать будем. А ну-ка марш отсюда! И еще сверху алкоголизм Маше передай (чего-то там нажелала от широты души).
Домовому не понравилось, что ее оставлять разговоры были. Ревнивый)
Через несколько дней спрашиваю у Мукуши, отнесла ли она обратно, что велено было. Да, отнесла, но жить там не осталась. Маша пьет не просыхает. А Мукуша поселилась в канализационном колодце, ей там лучше, чем у Маши.
 
Кикиморы—это бесы, природные. Которые злы на Людей, т.к. те отняли их лаборатории, леса поля болота, их в язычестве призывали в работу без кровных жертв именем Велеса, за молоко и мед работали, и за уборку полянок, а порчи делали крепкие, не отделаешь.
 
Последнее редактирование:
Кикиморы—это бесы, природные. Которые злы на Людей, т.к. те отняли их лаборатории, леса поля болота, их в язычестве призывали в работу без кровных жертв именем Велеса, за молоко и мед работали, и за уборку полянок, а порчи делали крепкие, не отделаешь.
Всегда нравилось этакое веганствующее трезвенническое идеализированное родноверие)
Предки наши сплошь трезвенниками были, кровь не жертвовали как все другие варвары, богам и чертям только булочки с молоком подносили и кефир!. Красота! Идеальный мир!


гусар.jpg
Если вернуться к серьезности темы, то мб у кого-то есть обряды (ну или информация) о том как получали\выращивали этих помощников в реальности. В Украине они назывались Хованцами, их выводили из яйца. У Мансура есть подобный обряд, но в технической части ооочень сильно отличается от того, что пишут в книгах.
Нешто единственный способ - это прыгнуть в бане в пасть жабе, собаке или свинье? Это ведь совсем лютый сотонизм и присягание на верность, что-то очень религиозное, с посмертными планами, идущее намного дальше бытовых хотелок колдуна.
Но ведь наверняка были в народе и простые практики, которые не планировали бременить себя посмертной службой Дьяволу.
Конечно, духовный мир на Руси был бинарен, либо ты с Богом, либо ты с Дьяволом, третьего не дано. Но деется мне, что многие колдуны работали на две руки: утром крестятся-молятся, вечером крест за спину или под пяту и вперед "не помолясь не перекрестясь, в мышиную нору под нижнее бревно.. ". Да и все эти полевые, домовые, водяные, не имеют никакого отношения к семитскому Дьяволу и наверняка их как-то порабощали на службу, не вступая ни на какой "чооорный путь".
Сколько смотрел всякую этнографию, ни разу не встречал конкретного рецепта получения подобных помощников((
 
Последнее редактирование:
Tobias Rieper, есть интересный обряд на выращивание беса-помощника. В детстве слышал. Какой-то украинский мастер рассказывал маме.
Очень редко курица сносит яйцо размером с голубиное. Его надо высядеть(я так понимаю в инкубаторе или под квочку засунуть). Вот из него и будет помощник. Не представляю, как он выглядит:cautious:
 
Tobias Rieper, есть интересный обряд на выращивание беса-помощника. В детстве слышал. Какой-то украинский мастер рассказывал маме.
Очень редко курица сносит яйцо размером с голубиное. Его надо высядеть(я так понимаю в инкубаторе или под квочку засунуть). Вот из него и будет помощник. Не представляю, как он выглядит:cautious:
В этнографии упоминалось, что нужно яйцо (первое, последнее, кривое, когда курица орет петухом.... много вариантов) "высиживать" подмышкой перед Пасхой. Но это все очень общими словами
 
Если вернуться к серьезности темы,
Людей приносили, все серьезно было. Богам Нави, Аспиду, к примеру— в воде топили, девственниц отдавали, оплакивали потом, конечно, тяжело жили славяне, но понимали, что жертвы нужны. Позже многим был договор с Рогатым Богом — Велесом о Зверях. Но также это не бесплатно, а дорогие откупы, их оплачивает Род людской. Изучайте этнографию, веретничество. Там все есть.

HC14 было такое— это Василиск, но яйцо ведьма носила под мышкой
 
Людей приносили, все серьезно было. Богам Нави, Аспиду, к примеру— в воде топили, девственниц отдавали, оплакивали потом, конечно, тяжело жили славяне, но понимали, что жертвы нужны. Позже многим был договор с Рогатым Богом — Велесом о Зверях. Но также это не бесплатно, а дорогие откупы, их оплачивает Род людской. Изучайте этнографию, веретничество. Там все есть.

HC14 было такое— это Василиск, но яйцо ведьма носила под мышкой
В этнографии, к сожалению, ничего о русском язычестве нет. И это прискорбный факт.
Новая традиция - это новодел, и это тоже факт. Ссылаться в данном случае на этнографию довольно странно.
Без обид.
Не проще ли называть вещи своими именами? Ну, например, открыто говорить, что неоязычество - это традиция новых откровений (если даже верить в то, что это действительно откровения, а не бред сумасшедших). Это было бы, по крайней, мере, честно.
 
Назад
Сверху Снизу