• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Vanilin

Активный участник
Сообщения
453
Реакции
1 541
Баллы
220
Здравствуйте! Посоветуйте, что можно сделать с куклой ручной работы себе на пользу? Помимо отвода. Уничтожать впоследствии мне её не хочется.
 
А как же есть куклы без глаз, например Крупеничка?
Здесь должна быть эмоциональная связь между куклой и человеком,а глазки я думаю это проводник. Заглядывая и разговаривая с куклой вы будете смотреть ей в глаза и чувствовать,что она вас слышит.
 
Куклы: недетские игры.
КУКОЛКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Когда речь заходит о магических куклах, сразу возникает ассоциация с жуткими куклами вуду, которые используются колдунами для наведения проклятия.
Восковая фигурка со страшным лицом, с ног до головы утыканная булавками или ножами, — вот такую непривлекательную картину рисует воображение. Но ведь восковые убийцы — далеко не единственные существа в кукольном пантеоне вуду. А их всемирная известность объясняется довольно просто: ужасы нынче в моде.
На самом деле, куклы в магической традиции вуду встречаются самые разные. Наиболее распространенные — родовые. Они и теперь есть почти в каждой семье. Такая куколка передается по наследству из поколения в поколение: считается, что она хранит традиции и мудрость предков, аккумулирует энергию и защищает домочадцев от любых напастей.
В некоторых семьях есть и другая, тайная кукла-хранительница. Ее прячут подальше от посторонних, и каждое поколение снабжает такую куколку своими оберегами и талисманами, чтобы обеспечить максимальную защиту от врагов. Такую куклу обычно заводили люди, которым когда-то грозила серьезная беда, или враждующие на протяжении нескольких поколений семьи.
Куклы-метелки были почти в каждом доме. Их задача — отметать все дурное. Они и внешне напоминали маленькие метелки — подобно соломенным куклам в Европе и России.
Любовные куклы изготавливались для того, чтобы привлечь или вернуть возлюбленного. А свадебные — чтобы обеспечить молодоженам счастливую и безбедную жизнь. Такие куклы, кстати, и сейчас весьма популярны. Их делают перед свадьбой и передают гостям.
Прежде чем кукол отдадут жениху и невесте, каждый присутствующий должен высказать свое пожелание молодым и прикрепить к кукле булавку — иначе семейная жизнь не сложится. Например, чтобы любовь была вечной, булавки крепятся в области сердца, а чтобы в семье всегда водились деньги — к карманам куклы-жениха. После того как все гости примут участие в этом ритуале, куклу-жениха отдают невесте, а куклу-не-весту — жениху. Молодые несут их в новый дом.
Считается, что свадебные куклы будут всю жизнь хранить счастье, любовь и благополучие своих хозяев. Правда, здесь есть одно но: необходимо быть полностью уверенными, что все гости искренне желали молодым добра. Иначе эти куклы принесут молодой семье большие неприятности.
Если требуется помощь определенного божества, мастерят специальную, культовую куклу вуду. Ее наделяют особыми атрибутами, украшениями, талисманами, а главное — делают максимально похожей на прототип. Такая кукла изготавливается жрецом, который вкладывает в нее нужные энергии, проводит соответствующие обряды, заговаривает. А затем культовую куклу помещают на домашний алтарь, к которому никогда не допускают посторонних.
Есть и другие волшебные куклы, в народе их называют Ju Ju. Считается, что они приносят удачу и обеспечивают всестороннюю защиту. Сделать их можно самостоятельно, но, чтобы кукла работала в полную силу, освятить ее должен жрец вуду. Ju Ju украшают цветными нитками, обвешивают оберегами, набивают специальными травами и кореньями. Иногда их делают из сушеных голов крокодилов и куриных костей, иногда — из костей черной кошки, которая, согласно вудуистским поверьям, одно из сильнейших магических животных.
Естественно, разновидностей кукол вуду гораздо больше. Но, думаю, уже очевидно, что куклы-убийцы — далеко не единственные и уж тем более — не самые популярные магические создания древнего культа.

ВНЕ ЗАКОНА
Магические куклы были широко распространены и в средневековой Европе, о чем сегодня почему-то многие забыли. И далеко не всегда их использовали с благими намерениями. Так, например, в 1329 году французский монах Пьер Рикорди был приговорен к пожизненному заключению: служитель Бога признался, что создавал любовных куколок, смешивая воск с несколькими каплями собственной крови и слюны. Затем он зарывал фигурку у порога дома симпатичной ему женщины — и та отдавалась монаху. Известны минимум три жертвы его приворотов.
Другие колдуны убивали с помощью кукол. Для этого в воск подмешивали волосы или ногти жертвы, добивались максимального сходства с человеком, которого хотели сжить со свету, а иногда лепили восковые фигуры в полный рост — прямо как в современных музеях. Если инквизиции удавалось поймать таких «кукольников», их немедленно сжигали на кострах. Впрочем, слуги инквизиции не отличались особой разборчивостью: на костер можно было угодить и за безобидную куколку-берегиню и даже за детскую игрушку.
Но, несмотря на массовые репрессии, куклы выжили (и магия тоже). Вплоть до XX века во многих европейских деревнях из поколения в поколение передавались куклы День-Ночь. Это кукол: ка с двумя лицами — белым, дневным, и черным, ночным. Ее задача — круглосуточно охранять жилище. Первый, кто проснется, должен повернуть куколку светлой стороной, а последний, кто ложится спать, разворачивает ее ночным лицом вверх.
Мужчины в большинстве стран до кукольной магии не допускались. Однако иногда им тоже доставались особые куклы. Например, перед долгой разлукой (если супруг уходил на войну, отправлялся на заработки или в путешествие), жена делала для него куклу из своей старой одежды, часто — с прядкой собственных волос. Такая «жена в кармане» оберегала мужа в сложные моменты, а также следила, чтобы он хранил супружескую верность.
Активно использовали кукол лекари и целители. Например, в мусульманских странах врачи не имели права осматривать женщин, поэтому пациентки показывали, где болит, на специальной кукле. В Европе и на Руси целители набивали кукол лечебными травами и камнями, которые благотворно влияют на определенные органы — таких кукол больные всегда носили с собой (часто — под одеждой) до тех пор, пока недуг не отступит. Иногда делались куклы-болезни: целитель забирал всю нездоровую энергию у человека, передавал ее кукле, после чего ее сжигали, а больной выздоравливал.
Древних славян куклы сопровождали на протяжении всей жизни. Еще до рождения малыша делалась кукла-пеленашка: маленькое поленце обтесывали, заворачивали в лоскуты и клали в кроватку: чтобы будущий малыш рос здоровым и спокойным. Во многих областях девушка еще до свадьбы делала куклу Рожаницу.
Использовалась собственная старая одежда, но ее нельзя было ни резать, ни сшивать: чтобы жизнь ребенка была «не колотая, не резаная». Как следует из названия, Рожаница помогала забеременеть и родить здоровых детей. Когда малыш появлялся на свет, рядом с люлькой ставили куклу-няньку (или куклу-кормилицу): она оберегала ребенка от порчи и сглаза. А если младенец плохо спал, для него делали куклу Бессонницу: ее скручивали из лоскутов, а затем читали особый заговор. Люди верили, что злой дух, который мешает спать, заиграется с этой куклой и отстанет от ребенка.
Кстати, о духах. Наши предки никогда не делали куклам лица: либо рисовали или вышивали крест, либо оставляли абсолютно пустым: считалось, что обезличенная кукла безопасна, но если у нее появятся человеческие черты, в нее вселится злой дух. Или же кукла сама вытянет душу из своего хозяина.
Почти у каждой девочки и женщины имелась кукла Желанница, которая, как нетрудно догадаться, исполняла заветные мечты хозяйки. Такую куклу наряжали в красивый сарафан, украшали лентами и бусинками. А кукла По-дружка-плакушка выполняла функцию жилетки или психолога.
На свадьбу молодым дарились куклы-парочки, или, как называли их в некоторых районах, Неразлучники. Обычно их делали подружки невесты из лучины и разноцветных лоскутков. У Неразлучников была общая рука: символ того, что молодожены должны идти по жизни рука об руку. А еще свадебные куколки оберегали семью от сглаза и недобрых людей.
Молодым хозяйкам дарили кукол-берегинь. В них зашивали монеты, шерсть, зерно — чтобы в доме были достаток и благополучие.
Некоторые куклы делались раз в жизни, другие — ежегодно. Но в любом случае, если кукла ломалась, рассыпалась, становилась слишком ветхой, ее сжигали и заменяли новой: считалось, что она выработала свой ресурс и уже ничем не поможет человеку, наоборот — может навредить.
В некоторых областях делали две магические куклы — Долю и Недолю. Задача первой — защищать дом и его жителей, привлекать счастье и благополучие. Вторая же должна впитывать весь негатив, в том числе порчу, сглаз, проклятие, адресованные ее владельцам.
Недоли сжигались во время праздников или ритуалов (если не ломались раньше). А вот Долю следовало холить и лелеять, не бросать где попало, не давать маленьким детям (чтобы ненароком не испортили) и держать подальше от посторонних глаз.

НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ
Замечено, что в последние годы многие женщины стали увлекаться изготовлением кукол. Казалось бы, зачем успешной бизнес-леди или счастливой матери семейства мастерить тряпичные игрушки? Есть более увлекательные и нужные занятия. Но, по мнению психологов, это, во-первых, совершенно естественно, а во-вторых, очень полезно. В древности так называемая бытовая магия была исключительно женским делом. Наши прапрабабушки вышивали узоры (которые имели определенный смысл), делали кукол (защищающих дом и семью), украшали жилище (на первый взгляд, обычными безделушками, но по сути — мощными оберегами).
Женщины вкладывали в любое изделие свою энергию, частичку души — и бытовая магия работала. Конечно, от чар настоящей ведьму или колдуна такие вещи редко спасали. Но от завистливого глаза соседа — очень даже. И сегодня в этом отношении ничего не изменилось. При помощи самодельной куклы можно избавиться от груза прошлого, стать более уверенной, успешной, любимой, привлекательной.
Главное — заниматься ее изготовлением только в добром расположении духа, постоянно думая об исполнении своей мечты. Нельзя забывать и о внешнем подобии: кукла должна напоминать вас (хотя бы вам самим). Для этого можно подарить ей свое колечко или кулончик, вложить в ее сумочку монетку из собственного кошелька. Можно вплести в ее косу и прядь своих волос.
Еще одна важная деталь: пусть ваше сбывшееся желание воплотится в куколке. Например, если мечтаете избавиться от лишнего веса — сделайте ее худышкой. Если хотите разбогатеть — набейте кукольную сумочку монетами, и так далее. Тем, кто недавно пережил трагедию или не может избавиться от тех или иных проблем, психологи рекомендуют сшить «куклу отчаяния» (или «куклу страдания», «куклу беды»).
Во время работы надо постараться вложить в свою куклу максимум негативных эмоций, пропитать ее собственной болью, страхом, обидами. А когда все будет готово, такую куклу надо похоронить или сжечь. Магическая кукла действительно способна снять с хозяйки порчу, устроить ее карьеру и личную жизнь .

Каждый арт-объект, изготовленный человеком, и в частности кукла, есть персонифицированный символ, отражающий качества личности создателя и особенности его отношений с миром. Кукла является проекцией человеческой телесности в ее эмоциональной, личностной, культуральной и физической уникальности. Людям свойственно
идентифицировать себя с неодушевленным объектом: у детей можно наблюдать интериоризационную и экстериоризационную идентификацию с любимой игрушкой, у взрослых – экстериоризационную идентификацию с куклой. Создание куклы в своем роде является динамическим и видимым процессом рефлексии как над схемой и образом тела, так и над собственным пониманием мира – «картой Мира». Любая кукла в основе своей имеет определенную схему – строение. Имеют значение ее элементы: шар (шары), столбик, крест, мешочек и т. д. Части ее тела часто соединяются крестообразно (косым крестом), обматываются нитками. Анатомия тряпичной куклы согласуется с телесной
архетипичностью:
y столбушка (столбец, полено, чурка, щепка) и закрутка (скрут-
ка, скатка, скалка) представляет собой стержень как основу мироздания;y крестушка или крестец – символ единства четырех сторон
света, четырех стихий (косой крест, которым соединяются части,является символом плодородия);y набивная кукла-мешочек – символ триединого мира верхнего(небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного), тела, духа и душ.Кроме схемы тулова, каждая кукла, как правило, наделяется
автором характеристиками, отражающими ту или иную часть его личности. Во время изготовления куклы возникает «диалог» с ней, и это взаимодействие является проекцией диалога между частями личности автора.
Кукла напрямую активизирует модальности воображения и формирует так называемый эстетический отклик, издревле обладающий терапевтической силой. Созидание само по себе является методом, пробуждающим активность личности. Возможно, именно поэтому
творчество часто осознается как исцеляющее средство. «“Человек – существо эстетическое” исследования по нейроэстетике показывают, что этот признак генетически закреплен специфическими функциями коры головного мозга и проявляется в форме существования механизмов порождения эстетического удовольствия.
Археологическая находка: этнографическая кукла «На счастье». Кукла «На счастье» (или «Ржевское счастье»), сделанная изо льна, была найдена во время раскопок древнего Ржева в слое X века. Тулово куклы символизирует мироздание, опыт изготовления этого арт-объекта возвращает человека к нормам жизни и построения отношений, собственного понимания мира в целом. Эта кукла является по своей сути уникальным символом телесного отражения благополучия в его психологическом и физическом аспектах. Сохраняя и передавая через делание «нехитрое знание» о «строении счастья», она помогала женщинам в бытии и созидании.
Для изготовления подобной куклы необходимо следующее: «Понадобится квадратик льняной ткани. Делаем из него скаточку. Два конца – это две будущие ножки. Затем скаточку-трубочку с башмачками складываем пополам и наверху (на перегибе) делаем головку – обматываем место головки паклей, ветошью и оформляем в шар, довольно большой и крепенький. Такой же квадрат на головку, накладываем его треугольником и завязываем как у Вепской куколки. Далее одеваем – сарафанчик из цветной ткани.
После – делаем волосы. Косичка должна быть достаточно длинной, до пяточек. Кукла стоит, опираясь на косу»
Как можно заметить, схема тулова куклы соответствует схеме соединения осей, описанной П. Хэкни . Это, в свою очередь, подтверждает важность следующих характеристик: веса (опоры) как «силы Я» (кукла в вертикали своей опирается на свою Косу) и связности конечностей тулова. Интересно, что данное знание имеет под собой многовековую основу. Во-первых, ситуация, когда человек мастерит куклу, (т. е. собственно ее изготовление, «делание») позволяет диагностировать схему тулова человека, создающего куклу. Во-вторых, изучение истории создания собственной куклы позволяет ее автору увидеть карту своих отношений с окружающим миром и самим собой. На этапе двигательного и вербального диалога человек, как правило, выбирает субъективно значимое в зависимости от этапа жизненного пути, от внутренних переживаний и актуальных потребностей. Появление куклы всякий раз вызывает разные чувства: не только умиление и радость, но и большое удивление, так как это всегда – тайна, и не всегда то, что было задумано, (ментальный образ) совпадает с созданным (воплощенным образом).

автор Е. В. Буренкова
 
Последнее редактирование модератором:
Целительская кукла( этнографические материалы)
Обрядовые куклы были нескольких видов. Первая из них целительская удмуртская куколка Куянчик, на нее переводили Дух болезни с больного.
Изготовление куклы.
Изготавливается она из длинного лоскута красной ткани (это может быть любая натуральная ткань) высотой в ладонь (по вертикали) проводящего обряд и такой длины, чтобы получилась скрутка толщиной (диаметром) в 2-3 см. Куянчик одета в клетчатую юбку- лоскут, шириной в 2/3 высоты куклы и такой длиной, чтобы юбка на кукле запахивалась сзади внахлест примерно на один см. Передник выполняетсяиз такого лоскута, чтобы выделялся на фоне юбки и тоном, и рисунком.Платок такого размера, чтобы свободно завязывался сзади.А также потребуются крепкие красные нитки. При изготовлении этой куклы не используются ножницы, лоскуты не отрезают, а отрывают, как и нитки.
Из красного лоскута выполняем туловище куколки в виде плотной скрутки, (можно примерить к ладони, куколка должна уютно в нее лечь) Внешний край скрутки подгибаем примерно на 1 см внутрь. Закрепляем ее на расстоянии 1/3 от края, получается голова куклы, закрепляем традиционно: четное количество витков и затяжка ( с помощью красной нитки)Надеваем юбку: клетчатую ткань оборачиваем вокруг туловища так, чтобы запах на юбке был сзади закрепляем ее так же как на туловище на расстоянии примерно 0,5 см от края. Передник повязываем навыворот. Завязываем платок концами назад. Этих куколок делали в чистый четверг и хранили в доме.Когда кто то в семье заболевал, брали в левую руку куколку к поясу которой был привязан мешочек с кусочком сырого мяса и прочитывали над ней молитву. Затем куклу бросали в угол, и она там лежала какое то время. Приманенный запахом мяса, Дух болезни выходил из тела больного и вселялся в куклу. Затем куклу уносили подальше от деревни и бросали на перекресток, либо в овраг.
Кукла, как детская игрушка и оберег семьи и Рода, как мощный магический талисман и символ связи между поколениями, известная во многих традиционных культурах земного шара – от Аляски до Австралии, от Африки до Украины. Куклы разных народов отличаются между собой внешне и материалом, из которого сделаны – в Африке она в основном каменная или деревянная, где глиняная, а еще где – сделана из ткани, но суть и назначение куклы – неизменные, и это роднит больше, чем различие материала. Главное назначение куклы – беречь душу своего владельца от зла и нечистых помыслов. Иногда из рук мастера рождались куклы, о которых слагались легенды, и передавались от матери к дочери, как священное предание...
В мифах многих народов первыми людьми были куклы, созданные из глины или дерева, оживленные богами. В упрощенном виде этот архаичный миф прослеживается и в народных сказках, например, в украинской сказке «Телесик»: мужчина с женщиной, которые не имеют детей, делают куклу из дерева, колышут ее в колыбели, и потом кукла превращается в ребенка.
До наших дней дошли обрядовые изображения определенных стихий или символов природы из травы или дерева – Купало и Марена, символы Воды и Огня на празднике Ивана Купала, Масленица, которую делают, когда провожают зиму и встречают весну. На Волыни старые люди берегут память об обряде, что его проводили весной: всем селом делали куклу – «Весну-барышню», обряджали ее лентами и свежей травой, и посещали соседнее село, заходя в те дома, где были девушки на выданье или парни на выданье. Даже огородные чучела, что их до сих пор ставят на огородах, чтобы отпугивали воробьев, вначале были священными куклами-охранниками дома и двора от злых духов.
Также в волынских селах еще до недавнего времени встречались обряды «проводов русалок», которые совершали на троицу. Во время этого обряда женщины танцуют с соломенными куклами в руках. Очевидно, в давние времена эти куклы символизировали души умерших, тем более, что считалось, что русалками становятся дети и незамужние девушки, которые умерли внезапной или насильственной смертью.
Поверье, что кукла – это вместилище душ умерших предков – породило определенные традиции их создания в разных народов. Например, в некоторых культурах куклы можно было создавать только в определенные времена года, и делать их могли только люди, прошедшие специальные ритуалы посвящения.
Также в традиционных обрядах народов Европы прослеживается тесная связь процесса изготовления куклы с продолжением рода и ритуалами плодородия. Когда на всей территории, что ее сейчас ученые-исследователи называют «Старой Европой» -- от Карпат до Северной Италии существовал культ Великой Праматери, которая родила все сущее, которая бережет жизни и обновляет его. Образ Богини мы встречаем на критских амфорах, и при раскопках Трипольской культуры, в священных космогонических песнях, которые дошли до нас под названием «колядок» и в веселых новогодне-маланкових переодевании... Все это – отголоски древнего праєвропейського культа Великой Богини, единой в трех лицах – Девы, Матери и Старухи – прародительницы всего живого на Земле и матери всех людей. Подобные обряды можно встретить и в некоторых племен Африки и Американского континента.
Например, в некоторых местностях Европы раньше – а кое-где и до сих пор – совершали в честь окончания жатвы такой обряд: изготавливали специальную куклу, закладывали в нее последний срезанный колос или последний сноп с поля, и затем эту куклу хранили на почетном месте в доме, до следующего урожая.
В некоторых регионах Украины тоже сохранился подобный обряд. «Куклой» на Черкащине и Киевщине называли в народе клок спелого колоса, последний, который оставляют на выжатом поле и закручивают за движением солнца. Это делается, чтобы в следующем году тоже был хороший урожай.
...Но есть кукла, которую в той или иной форме знали на всех континентах. Это мотана, или узловая кукла, изготовленная из мягкого материала – кожи или ткани и из ниток. Очевидно, первые такие куклы делали из травы или соломы, а впоследствии, с распространением ткачества, начали использовать ткань и пряжу.
В Украине ее знают, как куклу-мотанку, и здесь она известна с незапамятных времен, и своими истоками уходит не в эпоху Трипольской цивилизации...
Древнейшие куклы из ткани – это коптские куклы из шерсти, найденные во время раскопок древних поселений в Египте. Интересная деталь этих кукол – открытая спираль на месте лица.
Спираль – это один из древнейших символов вечности и бесконечности бытия, символ плодородия и нового рождения у всех народов Земли. Спираль – это и символ Реки Жизни, в которой плывут люди, народы, в которой соединяются Микрокосм отдельной человеческой судьбы и Макрокосм целой Вселенной. Уже сейчас ученые пришли к выводу, что спираль – это схематический образ самой эволюции Вселенной, динамический аспект бытия, который отражает одновременно текучесть и вечность.
Интересным является также то, что в основу изготовлению украинской куклы-мотанки тоже положена спираль, но об этом – речь впереди...
Стоит также упомянуть о узловую куклу в традициях других народов. Например, во многих регионах России – от поморской Севере до степей Кубани – тоже до наших дней сохранилось искусство изготовления куклы-мотанки, с незначительными отличиями в форме от ее украинской сестры; где их называли «желанница» (считалось, что такая кукла, без лица, способствует исполнению желаний), где – то- так же, как и в Украине «берегиня». Изготовляли и более «специализированные» куклы: «зернушку» – на хороший урожай, «сонницю» -- чтобы детский сон был крепким и здоровым, «долюшку» -- молодой невесте на счастливую супружескую жизнь... куклы Находят в захоронениях и на Северном Кавказе. Отличие их от украинской – незначительная разница в форме крестообразного узора на лице. Если в куклы с Днепра это ярко обозначенный солярный крест, то, скажем, в кавказской ее сестры – это скорее ромб, узор которого отсылает нас к трипольского символа урожайности и женского начала. В Средней Азии тоже знали куклу-мотанку, и тоже с крестообразным узором на лице.
Очевидно, такое родство берет начало от скифов, ибо чем же иначе такие похожие между собой куклы, что их находят в захоронениях на Кавказе и в Средней Азии – и почему эти куклы такие подобные своих украинских сестер? Очевидно, что о простой случайности здесь речь не идет...
С давних времен в украинских семьях молодая мать, ожидая ребенка, делала куклу-мотанку, которая олицетворяла собой будущее дитя. Прежде чем положить в колыбель новорожденного ребенка, туда клали эту куколку, и она становилась оберегом ребенка, его защитницей, символом связи ребенка со всем родом, и эта связь защищал человека, где бы она не была. Это очень напоминает традицию, которая существовала в Древнем Риме, где из глины изготавливали лары – символические фигурки-изображения предков, и римлянин всегда возил их с собой, и где бы он не был – с ним были его предки, его земля и мощная защита всего рода...
В Украине, еще в начале 20 века девушки, готовя сундук со свадебным приданым, вместе с полотенцами и рубашками, клали туда своих кукол. Каждая девушка делала мотану куклу, которую забирала с собой в новую семью. Причем в семье мужа разрешалось молодой жене, пока у молодоженов нет деток, играть куклой, и чем больше, считалось, она играется куклой, то скорее станет матерью, и тем здоровее будут дети. А когда рождался ребенок, то молодая мать укладывала своих кукол к детской колыбели, чтобы оберегали дитя от болезней и дурных глаз, а когда ребенок подрастал, то куклы отдавалось ей для игр.
Очевидно, этот обычай идет еще от времен матриархата, когда женщина была главой рода, и считалось, что в куклу, которую везла в новый дом молодая женщина, вселяется дух Праматери Рода, его Хранительницы.
Иногда бабушка или мать делала куклу на скорую руку, чтобы «занять ребенка», чтобы та не плакала. Тогда в головку детской куклы завязывался кусочек хлеба (до сих пор такая народная «пустышка» называется «куклой»), и для ребенка это была и игрушка, и успокоение, и первый образ, который она воспринимала. И вместе с тем, такая «кукла» несла энергию любви, которая незримо формировала в предстоящей человеку подсознательное отношение к предкам, к роду, к земле, которая его родила.
При изготовлении куклы-мотанки в любом случае не используется игла, а только нити и ткань. Только в последние времена мастера, что делают коллекционные куклы, которые уже имеют не только сакрально-обрядовое, но и художественное и эстетическое значение, используют иглу для отделки только наряд куклы вышивкой или шитьем. Все другие, важнейшие детали куклы-оберега, до сих пор изготавливаются без применения иглы.
При изготовлении куклы-мотанки в любом случае не используется игла, а только нити и ткань. Только в последние времена мастера, что делают коллекционные куклы, которые уже имеют не только сакрально-обрядовое, но и художественное и эстетическое значение, используют иглу для отделки только наряд куклы вышивкой или шитьем. Все другие, важнейшие детали куклы-оберега, до сих пор изготавливаются без применения иглы.
В некоторых регионах Украины куклу делали не из самой ткани, но и из других материалов: например, голову могли вырезать из дерева или делать из маковой головки. Впрочем, последний случай – это тоже образец обрядовой магии, ведь мак – это одновременно и символ плодородия, и могущественный оберег против нечистой силы. Мак-видюк издавна сеяли возле порога дома, чтобы он защищал дом от нечисти.
Древние народы считали, что кукла является посредником между живыми и теми, кого на этом свете уже или еще нет. Считается, что кукла-мотанка должна быть безликая, а та, которая служит хранительницей – с крестом вместо лица. Лица как такового у традиционной куклы-оберега нет. Это имеет двоякую причину: во-первых, крест, как один из самых древних оберегов, имеет сильное защитное значение, а во-вторых, куклу остерегались связывать с конкретным человеко, если это не диктовалось специальными магическими обрядами, потому что считалось, если кукле сделать лицо, а особенно глаза, в них может влететь дух живого существа.
Марко Грушевский в своем фундаментальном труде «Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа» дает основательное описание куклы-мотанки как детской игрушки.
В частности, он пишет об одном из способов изготовления мотанки: «Чтобы куклу сделать, сначала пожують хлеба во рту, а из него вылепят шарик, возложат ее в полотнинку, завяжут как узелок, нитью, сформируют головку, а сверху придавят, чтобы получилось такое, как платок у женщины или лента в девки. Как высохнет, вив'язують, словно женщину, платком, или как девке, вычешут косичку из пряжи, и взяв за лоб, сзади заплетут ее с кісниками и лентами. В узелок-головку, на месте, где он связан и где будет у куклы шея, втромлюють коротенькую палочку или еще больше обматывают ее, чтобы было за что зацепить рубашечку и крамки, подобные груди и живота. Рук нет, только рукава и уставки приделывают и керсет одевают. Далее на поясе наматывают веревку или пряжи тесно и им привязывают юбку, запаску или плахту, предшественницу или фартук. Мастеря, поют песни, девушки – свадебных, а женщины – «Мамочки» далее».
Только с последней скупой фразы можно видеть, что изготовление куклы, сопровождаемое специальной обрядовой песней, было своего рода магическим актом, направленным на добрую судьбу, супружескую гармонию, счастливую свадьбу, гармонию в семье. Марко Грушевский, будучи священником, конечно, в силу своего сана и мировоззрения, остановился исключительно на игрушечной сути мотаної куклы, полностью игнорируя ее обрядовую, сакральную, магическую суть.
Среди украинских традиционных кукол уникальным особым явлением есть куклы Киевщины, Полтавщины и Черкащины. Именно здесь сохранилась та древняя сакральность в образе. Здесь искусство изготовления куклы сохранило сакрально-магические признаки еще до 70-х годов ХХ века.
В основе украинской куклы-мотанки – крестообразная фигура, где единственная объемная деталь – это головка. Ее изготовление – это важнейший момент процесса создания куклы-мотанки. Мастер (а чаще – мастерица) сматывает спираль – символ бесконечности Бытия и вечности (опять мы встречаем спираль, как основу для лица мотаної куклы!), и покрывая ее шматинкою, вкладывает свои мысли и намерения: для чего эта кукла делается, в чем она призвана содействовать и в чем помогать своему будущему владельцу. Затем голова обматывается нитью, которая преподается в форме креста. Крест в данном случае является и оберегом – символом Солнца, жизни и новых начинаний, символизирует самого человека, гармонию его персонального физического мира (горизонталь) и духовного (вертикаль). И обязательно узловая кукла мотается за движением солнца – тогда она принесет удачу и счастье.
Когда головка готова, мастерица сетует будущую куклу тем именем, которое будет символизировать ее назначения. Далее из валиков ткани формируются ручки (перекладина креста) и туловище. Некоторые из мастеров придает кукле большего сходства с женской фигурой, формируя еще и грудь. После того куклу одевают – наряды и цвета мастер подбирает по своим предпочтениям и учитывая символическое назначение куклы. Например, если кукла делается на благополучие и здоровья семьи – для одежды подбираются красно-зеленые оттенки, для успеха в финансовых делах – зеленые и золотистые, для счастья в любви или супружеской жизни – красные, розовые, оранжевые цвета, для успеха в творчестве – голубые. И, конечно, большую силу имеет вышивка, особенно, если это вышивка старинная, которая несет в себе древнюю символику и позитивную энергию многих поколений. Мощную защитную силу имеют куклы, изготовленные из натурального конопляного полотна – это универсальный семейный оберег от несчастья и болезней.
Многие исследователи, отмечая важность традиционной куклы в воспитании ребенка и формирование его мировоззрения, в то же время оставляет без внимания другой аспект народной куклы. Конечно, кукла всегда была игрушкой, но в древности каждая вещь имела помимо бытового, обыденного, еще и сакральное назначение. И кукла – не исключение. С одной стороны, игра с куклой – это важная составляющая приобщения ребенка к познанию мира и бытового жизни, девочка, играя с куклой, психологически готовила себя к будущему материнству. Однако в древности кукла имела весьма отдаленное сходство с живым человеком, в отличие от современной куклы. Поэтому есть причина не только мастерства кукольника – до наших дней дошли очень изысканные куклы, которые свидетельствуют о эстетический вкус и художественный талант мастера. На то были другие, тайные причины. Считалось, что если кукла очень похожа на человека, в нее может перейти душа живого владельца, и именно поэтому куклу, особенно детскую, или ту, что была предназначена для ритуалов, сознательно лишали ярких признаков «человечности», в частности, во многих традициях, в том числе и в украинской, куклу «обезличували», лицо ее было или условно прорисованным, или же его вовсе не было. В то же время, кукла по своим декоративным оформлением и формой служит для ребенка самым первым связью с Традицией.
Но любая кукла, а слишком мотана кукла, в которую мастер вкладывает свои мысли и намерения, имела во все времена и другое назначение, а именно – магически-обрядовое. Это весьма важный культурный и даже магический феномен, о котором сейчас если и вспоминают, то в основном в контексте пресловутых «кукол вуду», с помощью которых колдуны в Африке и на островах Карибского моря насылают болезни и несчастья на своих врагов. Но нередко забывается, что магия – это всего лишь умение работать с определенными силами природы, которые до конца еще не могут объяснить ученые, и эти силы можно повернуть как во вред, так и пользу, все зависит от намерений и действий конкретно взятого человека, проводящего ритуал.
Создание «магических» кукол связано с ритуалами и обрядами, касающихся умерших предков или конкретных ритуалов, направленных на получение хорошего урожая, предотвращения засухи или наоборот, прекращение дождей. После выполнения своего назначения такая кукла уничтожалась. До сих пор такие ритуалы встречаются в племенах Африки и Австралии.
Ранее в Украине куклу-мотанку делали, чтобы вызвать или прекратить дождь, изменить погоду, уладить ссору в семье, обеспечить хорошую супружескую пару девушке или парню.
В частности, очень интересным выглядит обычай делать куклу-мотанку для вызывания дождя. Это щнову напоминает Великую Богиню, древньоєвропейську Данную Богиню – Праматерь Вод, которая, по мифам европейских народов, родила все реки (и до сегодня корень имени этой богини встречается в названиях многих европейских рек). Позже у славянских народов был культ богини Макоши – обладательницы питательных небесных вод (дождя), покровительницы священных целебных источников, владычицы и хранительницы человеческих судеб. К этой богине молились у источников и водоемов, к ней обращались с просьбой о урожайные дожди. И изображали ее женщиной с поднятыми или распростертыми руками. Сегодня распростерты в жесте защиты руки – атрибут украинской куклы-мотанки. Кроме того, что Макошь – богиня воды, она еще и богиня-прядильниця, она прядет нити человеческих судеб. И в данном случае ниточка, которой мотается кукла-берегиня – это тоже символ счастливой нити, ее прядет каждом из нас Великая Богиня. И мастер, создавая куклу-мотанку, щакладає в свое творение счастливые пожелания, которых она просит для будущего владельца куклы в Хранительницы Судьбы...
Также по народным поверьям, кукла – это вместилище души, жизненной силы человека. Во многих культурах, в частности, в Японии и в некоторых племенах Америки было принято делать куклу, которая символизировала конкретного человека, для изгнания болезни из тела. Кукла, изготовленная из ткани или другого материала, использовалась целителями для лечения тяжелых болезней с помощью магического обряда. Куклу специальным заклинанием связывали энергетически с больным человеком, дальше целитель или знахарь заказом переносил болезнь на куклу, после чего ее закапывали, сжигали или уничтожали иным образом. Считалось, что с уничтожением куклы уйдет и болезнь от человека. Аналогичные обряды в той или иной форме существовали и в других традициях, в частности, и украинские ведьмы-знахарки тоже имели подобный обычай.
Конечно, иногда куклу делали и во вред человеку – в частности, такое явление, как описывают исследователи, имело место на Гуцульщине. Хорошо этот обряд отражен в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков».
Куклу для такого ритуала – то оздоровительного, наоборот, вредного -- делали из воска или ткани, иногда из глины – то есть, из материалов, которые сравнительно легко было уничтожить. Куклу специальным ритуалом связывали с человеком, которые хотели нанести вред или наоборот, желали добра. И когда делали – мысленно или вслух произносили то, для чего делается эта кукла. Иногда в куклу зашивали кусочек вещи, которая принадлежала человеку. Если хотели повредить, то куклу протыкали терновым шипом или другого колючего дерева. В Карпатах, говорят, это надо было делать исключительно иглами, купленными на деньги, заработанные у вдовы. Восковую куклу могли растапливать на огне.
Отдельный разновидность обрядовой куклы, которая делалась на благосостояние и счастье – это свадебная двойная кукла, изображавшая «князя с княгиней», то есть, молодого и молодую. Такой двойной кукле делали одну ручку на двоих, что должно было символизировать слаженное любовью жизнь. И нередко такую парную куклу сажали на первой подводе, которой молодые ехали в церковь венчаться, чтобы эта кукла защищала будущее супругов от дурного глаза. Кстати, до сих пор нередко можно видеть на капоте машин свадебного кортежа куклу, хотя уже давно забылся первоначальный, сакральный символ этой традиции.
Магическая роль мотаної куклы, как защитного оберега, отраженное в народных сказках. Кукла-мотанка является помощницей и хранительницей героини в сказке «Василиса Прекрасная». Мать, умирая, дает своей дочке куколку и приказывает, чтобы та берегла ее, уважала, кормила крошками хлеба и каплями молока – и куколка всегда будет верной помічнице. Девушка исполняет приказ матери, и кукла помогает ей осуществить все задачи, выполнить все прихоти злой мачехи, выйти победительницей в символическом поединке с Бабой-Ягой и в конце концов обрести счастье и благополучие.
Очевидно, эта сказка – отголосок старинного обычая, когда мотана кукла была символом Берегини рода, которая передавалась из поколения в поколение, от матери к дочери, и ниточка, которой вязалась кукла, становилась символической золотой нитью, которая объединяла поколения в прочный единый Род, берегла и защищала, давала силу, вдохновение и благополучие.
В наше время мастера, которые работают с традиционной народной куклой отмечают положительное влияние, которое имеет процесс изготовления такой куклы на психику человека. Изготовление куклы-мотанки – это своего рода психотерапия, которая берет свои истоки в глубокой древности, которая помогает снять определенные психологические травмы. Например, замечено, что дети-сироты, которые прошли мастер-классы по изготовлению куклы, становятся уравновешеннее, и вместе с тем, они делая свою куколку, формируют образ своей будущей матери. Так же, женщины, которые в период беременности, проходят мастер-класс, формируют для своего ребенка счастья, здоровья, успех.
Кукла-мотанка – это один из древнейших архетипичной символов, который объединяет культуры и традиции. Это признак скорее не исторического родства культурных традиций, которые развивались в этих регионах, єдніості духовного, сакрального пространства для всех людей, у которых несмотря на все войны и раздоры, которыми полна человеческая история, всегда было стремление к гармонии и гармоничной жизни, которое олицетворяет сделана с молитвой и любовью кукла-мотанка."
Автор статьи Громовица Бердник.

Куклы- примитивы
Примитивные куклы подразумевают вид кукол потрепанных временем,залюбленных, домашних кукол. Так же эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных( необученных, необразовванных) художников - они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами... Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции.
Этот стиль тканевой куклы, которые также известны как Народные Художественные куклы, берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Поскольку магазинные куклы были для многих роскошью, то любящие шить женщины использовали для создания куклы различные мешки от муки и сахара, которых всегда было много. А так же многие тети и бабушки шили кукол для своих детей из тряпочек, которые завалялись в их рукодельных корзинках.
Примитивные куклы- прежнему популярны и узнаваемы в современном кукольном мире. Тем не менее, несмотря на обычный, деревенский вид, примитивная тканевая кукла считается одной из наиболее сложных в технике исполнения кукол. Огромное внимание уделяется к деталям т.к. важно придать им аутентичный, изношенный и неопрятный внешний вид, в то время как другие получают классический вид, не слишком состариваются и немного украшаются. Сегодня антикварные, родовые и причудливые, народные куклы все подпадают в эту категорию - категорию 'примитивов'.
Так как же достигается такой внешний вид? Такой самодостаточный внешний вид этих кукол достигается различными путями. Изготавливают такие куклы из домотканых материалов, шерсти и других натуральных материалов в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид.Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца.
На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием декоративных швов(стежков). Цвета звездного флага (красный, белый и голубой) являются основной цветовой гаммой при шитье одежды для кукол, хотя деревенские цвета осени также очень популярны.
Куклы Плантаций создавались во времена Американской Революционной Войны. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять детей. Если они были заняты, то церковные службы не будут нарушены. Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик сахара или конфету кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы могли ее сосать.
Ткань ухудшается с возрастом под воздействием сильного дневного света, обесцвечивается и выцветает, а от пыли и грязи волокна могут даже гнить. Ткань также плохо реагирует на чрезмерную обработку. Таким образом, все эти факторы имеют в виду мастера когда воспроизводят аутентичных настоящих примитивов. Куклы могут быть умышленно состарены, придавая ткани «бедственный» вид. Достигается это такими методами как: покраска, обесцвечивание, разрывая и штопая, добавляя грубо пришитые потертые лоскутки, используют особые методы покраски с использованием методов растрескиваний и «затертостей».
Ручная работа - вот определенным образом желательный вид примитивов. Эти куклы обычно считаются самыми домашними, хотя некоторые, возможно, даже назвали бы их уродливыми.

Кукла желаний.
Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.
Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.
Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!
Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
Лучшее время для изготовления желанницы в августе, начинаем в первые дни растущей луны с расчетом закончить ближе к полнолунию. Кукла полностью делается изо льна, понадобятся: спутка льняных ниток, чесаный лен и лоскутки беленого и цветного (чаще всего используется красный или зеленый) льна, нитки для стяжек тоже лучше взять льняные.
Куклу начинаем делать как обычно, делается плотная скрутка-основа из беленого льна – это будет туловище. Но него крепится голова набитая льняной спуткой. Лицо, как уже было неоднократно сказано, не рисуется. Из чесаного льна делаются волосы, чем гуще и длиннее коса у желанницы, чем ярче лента в косе (а это первый, самый важный, ваш подарок куколке) тем быстрее и охотнее она будет исполнять ваши желания, она же тоже женщина и чуточку ведьма. Ленту рекомендуется иногда менять, делать это нужно только на растущую луну. Теперь делаем ручки-перекрестье и можно заниматься платьем.
Если хотите чтоб у вашей желанницы было вышитое платье, то учтите что вышивать (в основном используется кайма по подолу из солярных символов и расшивается или ткется узорная тесемка-поясок с кистями) надо в течении предыдущей растущей луны и хранить вышитое в темном месте не доставая до того момента пока не будет готова кукла. Уже было сказано, в процессе изготовления нельзя использовать иголки и ножницы, бабушка омелы придерживалась несколько иного мнения, утверждая что нельзя чтоб желанницы касался металл, используя костяные иглы. Как поступите вы, решайте сами.
Когда делаете куклу, разговаривайте с ней, поверяйте ей свои секреты и сокровенные желания, рассказывайте о себе, ваша цель установить связь и доверительные отношения с вашим будущем проводником желаний, кукла должна стать для вас чем-то вроде закадычной подружки. В процессе изготовления, следите чтоб никто не видел что вы делаете(если вы попали на глаза мужчине, можете смело отдавать результат своего труда младшей сестре в качестве игрушки, работать она уже не будет, желанницы вообще крайне чувствительны) , недоделанную куклу (лучше работать не торопясь, вкладывая понемногу все необходимое в куклу, за один рывок это получается не очень хорошо) храните в шкафу или ящике, но не в том где она будет храниться после изготовления.
По поводу хранения вашей куклы, стоит сказать отдельно. Заведите специальный ящичек или сундучок под нее, внучка ведьмы использует плетеный из лозы чемоданчик, очень удобно. Покупать, ясное дело, на растущей луне, хорошо бы выставить пару раз под лунный свет и сбрызнуть-пропитать эфирными маслами. Если решите использовать антикварный ящичек, то в течении всего периода убывающей луны, предшествующего периоду изготовлению куклы, ежедневно протирайте его тряпочкой смоченной соленой водой. Когда кукла будет готова, положите вместе с ней зеркальце в красивой оправе, немного белой пшеницы и пучок вербены.
Загадывать желания лучше на растущей луне, в течении месяца до следующего полнолуния они обычно исполняются. Сперва достаньте куклу, расскажите ей о своем желании, сделайте подарок (бусинки, красивые пуговицы, монетки нашиваются на подол. Костяной иглой, помните?). Поднесите кукле зеркало, похвалите ее и попросите исполнить ваше желание. Описывайте свое желание как можно более подробно, визуализируйте, рассказывайте вслух, кукла должна точно понять что вы от нее хотите. И еще одно, когда говорите о желанном, очень внимательно стройте фразы, почему то отрицательные частицы в речи, очень сильно мешают исполнению загаданного.
Иногда стоит делать желаннице подарки без просьб с вашей стороны, но лучше если это будет что-то, немного отличающиеся от того что вы дарите обычно, например новая лента, или яркая нитка на запястье. "
Куклы Лихоманки, Трясовницы .
"Этих тряпичных кукол делают из длинного куска белой ткани, причем эта ткань, в обязательном порядке, должна быть ношенной. Такой лоскут ткани плотно сворачивают в скрутку, а посередине перетягивают красной нитью, либо заранее подготовленным для этого пояском. После для обозначения головы куклы, скатку перетягивают нитками, выделяя одну треть от длины.
Затем, для придания тряпичной кукле законченного вида, повязывают платочек. По желанию, тело куклы можно укутать в еще один слой цветной ткани.
Получившихся кукол закрепляют к веревочке и вешают на стене или выставляют в ряд на печную трубу.
И чтобы защитить себя от лихорадок было принято изготавливать специальный комплект куколок - двенадцать куколок одного размера и тринадцатая (Кумоха) - в два раза больше. Идея заключается в том, что, когда какая-то из злых сестер залетит в дом, чтобы вселиться в человека, то увидев свою куклу - вселится в нее.
Сначала хочу обратить внимание на то, что в данном случае нигде нитки не перевязываются крест на крест и, болезнь должна вселиться именно в куклу. Но при этом стараемся нарядить куколку ярко - она должна понравиться сестре-лихорадке.
Для изготовления куклы берем 12 деревянных палочек, дерево должно быть сухим - «мертвым», высотой равной ширине ладони (примерно) и одна палочка в два раза больше. Магазинные зубочистки и шпажки для шашлыка не годятся - прогуляйтесь до ближайшего парка. Плотно обматываем палочки х / б тканью (для этого подойдет практически любая ткань, даже простыня) и перевязываем. Обматываем лицо куклы белой тканью.
Затем куклу одеваем - юбка, передник, платок. Здесь проявляйте фантазию на свой вкус, только не скупитесь на яркие ткани, тесьмы, ленты. И либо связываем кукол между собой ниткой, или делаем для них конверт из ткани или коробочку - они должны стоять вместе. И ставим их в спальне.
Заинтересовало и то, что Лихоманки носят немного другие имена, отличающиеся от тех, что я знаю. Кроме того, их там почему-то 13... Кому-нибудь знакомы эти имена?
Список Лихоманок такой:
Вогневица - несла людям высокий жар тела, тиф и другие болезни.
Глуханя - отбирала у людей слух и речь.
Гризачка - несла людям болезни сердца.
Желтуха - мифическое чудовище, что несла людям желчную болезнь.
Кикимора - богиня сновидений.
Коркуша - чудовище, что заражала людей чесоткой, оспой, забросали чирьями и струпьями т.д.
Ледница - несла людям простуду, отмораживали людям конечности и т.д.
Ломота - несла людям болезнь костей, конечностей, наросты на суставах и т.д.
Лекливиция - несла людям страх, робость и т.д.
Нави - несла людям безумие.
Глазница - несла им болезнь глаз.
Трясовица (Лихорадка) - несла людям горячку, смерть.
Черевуха - несла людям хворой желудка и других внутренностей.

Ещё - кукла-Пеленашка, оберег для новорожденного малыша:
Это одна из самых простых тряпичных (текстильных кукол). Она представляет собой младенца укатанного в платочек, который спеленат и обвит свивальником. В старину люди считали, что всевозможные злые духи стремятся как можно больше навредить беззащитным людям самыми различными способами. И для того чтобы ввести в заблуждение всевозможных злых духов и прочую нечисть, в колыбель к младенцу подкладывали такую спеленатую тряпичную куклу. Пеленашка находилась в детской колыбели до самого крещения младенца. Она принимала на себя все нападки и бесчинства, которые угрожали беспомощному младенцу со стороны злых духов и нечисти.
И лишь только после обряда крещения, после которого новорожденный приобретал статус человека, эту тряпичную куклу Пеленашку убирали из детской колыбельки. Но из дома кукла никуда не исчезала, она бережно хранилась в доме рядом с крестильной рубахой младенца.
Пеленашка, или как ее еще называют кукла-младенчик, является оберегом (обережной куклой) и имеет соответствующую конструкцию. Основным предназначением этой обереговой куклы было оберегать ребенка. Когда в дом приходили гости или посторонние люди Пеленашку помещали в складки платочка, в который был укатан ребенок и пришедшие люди, дабы не сглазить младенца, говорили про куклу, а не про него: «Ой до чего мила и хороша куколка!»
Процесс изготовления этой тряпичной обереговой куклы Пеленашки довольно прост и понятен. Берется минный лоскут белой или близкой по цвету ткани, причем эта ткань должна быть обязательно ношенной. По желанию в центр ткани кладут круглую палочку, чтобы придать будущей обереговой тряпичной кукле основу. Затем, ткать скручивают в скатку как можно плотнее. После чего, красной нитью, или же специально изготовленным для этого дела пояском, перетягивают получившуюся скрутку посередине и завязывают узелок, который символизирует пуп – место сосредоточения жизненной силы. И, так же как и настоящую пуповину, концы пояска откусывают. Для обеспечения головы скрутку перетягивают нитками, так чтобы выделялась треть ее длины. После всех вышеописанных манипуляций, на скатку повязывают платок, плотно заворачивают в пеленку и, как полагается, оборачивают свивальником.
Первую куколку для ребенка делали еще тогда, когда та была в животике - сматывали пеленашку, обязательно красной нитью (красный - цвет защиты от зла), и клали в колыбельку. Там этот игрушечный младенец грел место для ребенка и отвлекал внимание злых духов. Для себя же в это время женщина делала другую куклу - покровительницу материнства.
Когда ребенок подрастал, ему делали игровых кукол из старой одежды. Старались для этого брать одежду добрых родственников, поскольку считалось, что ткань сохраняет в себе энергию того, кому принадлежала. "
Крупеничка, которая несёт в дом достаток:
Среди кукол-оберегов выделяются .куклы-зерновушки (крупенички). Это амулеты, которые по народному поверью приносят в дом достаток, благополучие, помогают добиться успехов в работе, карьере. Внутри оберег заполняется зерном. Раньше эти амулеты начинали делать осенью и использовали зерно из собранного урожая - пшеницу, гречиху, просо и прочее. Основное правило: нельзя брать измельченную крупу или хлопья, обязательно целое зернышко. Мастера стремятся применить как можно больше разных видов злаков пшеницу, перловку, гречку, рис, пшено, горох.
Если куклу зерновушку принести в дом, то лучше найти для нее место на кухне (ближе к холодильнику, чтобы там всегда было много вкусного). Если же Вы работаете дома, то поселите ее у рабочего места. Эта девушка должна быть сытой и полной, а одевать ее нужно как можно ярче, тогда успех и достаток никогда не покинет ваш дом.Кукла Крупеничка считалась одной из самых важных кукол в доме - она приносила в дом достаток, благополучие и надежно оберегала его.
Делается кукла Крупеничка так: щьем полотняный мешочек, который заполняется зерном. По правилам нельзя класть в Крупеничку дробленое зерно - только цельное. Мешочек завязать красной ниткой. Обозначить шею. Кукла должна быть толстенькой, никакой талии. Затем одевается платье, привязываются ручки, фартук и пояс. После чего украшения на голову и платок, который завязывается на зимний манер назад.
Как и все обереги кукла должна быть одета ярко. "Жить" такую куколку ставят либо в красный угол либо на кухне."

При изготовлении куклы вполне допускается смешивать разные крупы, необходимо, однако, следить, что бы зерна были цельными, без изъяна. Основное правило при изготовлении куколки — нельзя применять измельченную крупу или хлопья.
Все зерна обязательно должны быть цельные, полные: пшеница, перловка, гречка, пшено, горох. Иногда при изготовлении куклы в нее закладывают монетки.Они могут быть как специальные(которые ранее использовались в денежных ритуалах),так и обычные из обихода (эти предварительно необходимо очистить от чужеродной энергетики).
Считается, что Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания
Бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.
Монетка — успех в делах.
Горох — приносит мир и дружбу.
Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.
Колосья, ягоды, дары природы — урожай, достаток в хозяйстве.
Пшено — средство от «дурного глаза».
Тыква — к плодородию.
Семена подсолнуха — приносят здоровье детям, это образ энергии солнца.
Гречка — плодородие и достаток, сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.
Орехи и желуди — первейшее средство для продления молодости.
Фасоль — зарождение новой жизни;
Рис — самое дорогое зерно, на праздник.
Перловка — на сытость.
Овес – для силы.
Изготавливая куколку можно своими словами заговорить ее.Вот например -
Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь мне и моей семье в угоду!
Достаток наш сберегай,удачу и богатство нам дай!
От краж и от зла сбереги,защити нас от сумы.
Чтоб дом наш был полная чаша-
Помогай нам,кормилица наша!


Куклы ручной работы ( из сети).
4a5d609ce02f72e8bd1c9892aa8q--kukly-i-igrushki-izabel-kollektsionnaya-tekstilnaya-kukla.jpg 3dff5ccf627515f9679be2a701z2--kukly-i-igrushki-avtorskaya-interernaya-kollektsionnaya-kukla.jpg
6dc7d8ac96c7d71020228ebb5ek1--kukly-i-igrushki-duara-lunnaya-vedma.jpg b5004468ced7a353828058015337--kukly-i-igrushki-elodiya-chernaya-koza.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Автор темы Похожие темы Форум Ответов Дата
psifap Вопрос — Ответ 16
K Вопрос — Ответ 16
Назад
Сверху Снизу