Svet-lana
Проверенные
- Сообщения
- 350
- Реакции
- 842
- Баллы
- 127
- Автор темы
- #1
О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ-БАЛДЕ
Это глубоко языческая сказка периода христианства, облеченная в стихотворную форму А.С. Пушкиным. Древняя мудрость предков славян в ней одерживает верх над поповскими пороками.
Итак… Жил-был поп, толоконный лоб. Наши прадеды мололи зерно на мельнице, однако мельнику нужно было заплатить. Можно было смолоть зерно дома, используя для этого ступу, в результате получали толокно, «толкушку», менее качественную муку.
Процесс этот был нелегкий, лоб покрывался испариной, утирая его, можно было испачкать мукой лоб — «толоконный лоб». Эта метафора говорит о скупости попа, ведь такой тяжелой работой занимались только бедные люди, а поп таким не был, у него была земля, дом, лошади.
Поп нанимает Балду, который является прообразом языческого Бога молнии и грома Перуна, он абсолютно свободен и сам не знает, куда идет. Оплата «три щелчка по лбу» — явный намек на языческое жертвоприношение. То, что Балда нанимается работать и поваром, и конюхом, и плотником говорит о его недюжинной силе, поскольку одновременно готовить еду, кормить лошадь и строгать дерево невозможно.
Балда оказался хорошим работником, и в быту неприхотливым. Спит он на соломе, кушает полбу (пшеничную кашу), а ее готовили с незапамятных времен, полба-(праМатерь пшеницы), что говорит о древнем происхождении Балды.
Однако поп не доволен, Балда слишком уж хорош, а время расплаты наступает. Конец срока службы Балды — символическое окончание года. Согласно славянским мифам грань между мирами в этот период становится тонкой, и потусторонние сущности проникают в Явь — контакт с потусторонним сущностями (старый бес и бесенок).
Сел Балда у берега моря — вода у славян отождествлялась с границей миров. Считалось, что через водоемы осуществлялась связь с миром Нави. Обычай сплавлять по воде тела умерших уходит корнями именно в подобные верования.
Вынырнул подосланный бесенок, замяукал… Бесенок неспроста сравнивается с котенком — в славянской мифологии коты воспринимались как животные, связанные с нечистой силой, это одна из ипостасей черта. В древности черную кошку во время грозы выставляли за дверь дома, поскольку считалось, что в ней присутствует нечистый дух, который притягивает молнии.
Балда начинает веревкой «море морщить, крутить веревку» — поднимать бурю, запускать молнии, грозу — это прямая отсылка к образу Перуна. Балда ждет тучку и запускает в нее палку — еще одна аналогия с молнией.
Автор сказки характеризует попа не с лучшей стороны — он жаден, хитер, ленив, несправедлив, собирает оброк с чертей, то есть они в услуженьи у него. Балда противоположность попу — он бесхитростный, трудолюбивый, смелый, ему подчиняются природные стихии и животные.
Главная мысль сказки является воплощением мудрости наших предков, она заключена в последних словах: «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», что значит — справедливость восторжествует, нужно всегда платить честную цену, иначе наказание (оплата в виде трех щелчков по лбу) неминуемо.
Это глубоко языческая сказка периода христианства, облеченная в стихотворную форму А.С. Пушкиным. Древняя мудрость предков славян в ней одерживает верх над поповскими пороками.
Итак… Жил-был поп, толоконный лоб. Наши прадеды мололи зерно на мельнице, однако мельнику нужно было заплатить. Можно было смолоть зерно дома, используя для этого ступу, в результате получали толокно, «толкушку», менее качественную муку.
Процесс этот был нелегкий, лоб покрывался испариной, утирая его, можно было испачкать мукой лоб — «толоконный лоб». Эта метафора говорит о скупости попа, ведь такой тяжелой работой занимались только бедные люди, а поп таким не был, у него была земля, дом, лошади.
Поп нанимает Балду, который является прообразом языческого Бога молнии и грома Перуна, он абсолютно свободен и сам не знает, куда идет. Оплата «три щелчка по лбу» — явный намек на языческое жертвоприношение. То, что Балда нанимается работать и поваром, и конюхом, и плотником говорит о его недюжинной силе, поскольку одновременно готовить еду, кормить лошадь и строгать дерево невозможно.
Балда оказался хорошим работником, и в быту неприхотливым. Спит он на соломе, кушает полбу (пшеничную кашу), а ее готовили с незапамятных времен, полба-(праМатерь пшеницы), что говорит о древнем происхождении Балды.
Однако поп не доволен, Балда слишком уж хорош, а время расплаты наступает. Конец срока службы Балды — символическое окончание года. Согласно славянским мифам грань между мирами в этот период становится тонкой, и потусторонние сущности проникают в Явь — контакт с потусторонним сущностями (старый бес и бесенок).
Сел Балда у берега моря — вода у славян отождествлялась с границей миров. Считалось, что через водоемы осуществлялась связь с миром Нави. Обычай сплавлять по воде тела умерших уходит корнями именно в подобные верования.
Вынырнул подосланный бесенок, замяукал… Бесенок неспроста сравнивается с котенком — в славянской мифологии коты воспринимались как животные, связанные с нечистой силой, это одна из ипостасей черта. В древности черную кошку во время грозы выставляли за дверь дома, поскольку считалось, что в ней присутствует нечистый дух, который притягивает молнии.
Балда начинает веревкой «море морщить, крутить веревку» — поднимать бурю, запускать молнии, грозу — это прямая отсылка к образу Перуна. Балда ждет тучку и запускает в нее палку — еще одна аналогия с молнией.
Автор сказки характеризует попа не с лучшей стороны — он жаден, хитер, ленив, несправедлив, собирает оброк с чертей, то есть они в услуженьи у него. Балда противоположность попу — он бесхитростный, трудолюбивый, смелый, ему подчиняются природные стихии и животные.
Главная мысль сказки является воплощением мудрости наших предков, она заключена в последних словах: «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», что значит — справедливость восторжествует, нужно всегда платить честную цену, иначе наказание (оплата в виде трех щелчков по лбу) неминуемо.