• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Водокрес – целебная сила Воды

Svet-lana

Проверенные
Сообщения
350
Реакции
838
Баллы
127
Водокрес – целебная сила воды

Древние считали, что Вода была изначальной субстанцией и существовала, когда не было еще ни тверди земной, ни Богов. Вода – одна из четырех главных Стихий, она присутствует во всем сущем.

Вода считалась границей, отделявшей мир мертвых от мира живых. Когда процесс христианизации коснулся языческих капищ, деревянных славянских идолов спустили по реке в мир мертвых, так народ символически попрощался со своими Богами.

По течению пускали отработанных кукол-обережек, предметы, бывшие в контакте с умершими (солома, носилки), семена растений в надежде на богатый урожай. На Купалу по брошенным в воду венкам гадали на будущего мужа, утонувший венок предвещал девушке безбрачие.

Водная гладь, подобно зеркальной поверхности, считалась проекцией потусторонних миров. Вода использовалась в ритуалах в качестве проводника. Пристально всматриваясь в нее, пытались получить ответы и увидеть будущее. Выражение «как в воду глядеть» буквально означает предвидеть.

Слово «вода» произошло от «веда» (то есть обладающая знаниями), поскольку субстанция способна запоминать информацию. Причем это справедливо в отношении позитивного и негативного воздействия.

Наши предки практиковали поклонение стихии Воды, ей приписывали свойство оплодотворять землю и даровать здоровье. Покровительницей воды считается Макоша, именно к ней обращались в период Водокресов за благословением и помощью.

Первый Водокрес

В определенные дни года вода в открытых источниках становится святой. Предки обращались с ней бережно, благодарили Богов за этот дар. Первый, малый Водокрес (крес – оживление) празднуется с 6 на 7 января.

Накануне чествовали зимних Дедов, которых поминали всю предшествующую неделю. Считалось, что после проводов их в светлую Навь, дверь между Мирами закрывается. Нежить, которая до первого Водокреса не вернулась в Навь, остается запертой в Яви до второго, Большого Водокреса, но с каждым днем становится слабее.

На закате дня молот Сварога ударяет об Алатырь-Камень, и божественная искра падает в водоемы. После этого вода на сутки меняет свои свойства – из обычной превращается в целебную. Реки и ручьи становятся одухотворенными, дышат и трепещут от космической энергии.

После 6 часов вечера традиционно семьями ходили к открытым водоемам, общий ход не устраивали. Проводили обряд Водосвятия − разводили костер на берегу, раскаляли в нем до бела кусок железа (символ Сварога) и опускали его в прорубь в форме четырехконечного креста. После этого набирали сварожью воду из проруби и несли домой. Умывались ею, врачевали раны, очищали дом и хозяйственные постройки от негатива, лили в колодцы, поили скот.

Первый Водокрес плавно перетекал в Большие Велесовы Святки, а затем и в славянский Большой Водокрес, или христианский Крещенский Сочельник. Все это время рядом с сосудами со святой водой принято было оставлять зажженные свечи.

Большой Водокрес

Спустя двенадцать дней, с 18 на 19 января, Богиня Макошь ударяет по Алатырю веретеном, божественные искры освящают открытые водоемы. Вода вновь становится святой.

Темная нежить лишилась последних сил, время ее разгула позади. В канун праздника соблюдали строгий пост, проводили уборку и очищение пространства.

После захода солнца совместный торжественный ход к источникам. В этот раз прорубь обустраивали в форме восьмиконечного креста. Обряд омовения совершали взрослые члены семьи, дети и молодые люди не участвовали. Дорогу к источнику устилали соломой, после торжественного хода солому собирали и заносили в хлев для защиты домашнего скота от хворей и хищников.

Принесенную домой воду пили всей семьей, окропляли постройки, садились за стол. Трапезу начинали с «голодной кутьи», куда добавляли мед, мак и орехи, затем на стол подавали блины и кисель.

Если доступа к открытому водоему не было, набирали воду в большой глиняный сосуд, оставляли на ночь во дворе, дабы в ней «искупались звезды», далее использовали для умывания и приготовления пищи.

Волшебной силой обладает и талая вода в этот период. Сыпали чистый снег в колодцы, чтобы они не иссякали. Считалось, что это спасет от гибели растения и домашний скот в засушливый год. Добавляли снег в корм животным, чтобы они были здоровыми.

На Водокрес происходит прямой контакт с Богиней Макошь, обращения к ней приобретают особую силу. Вечер накануне Большого Водокреса – лучшее время для гаданий и обрядов, непременным атрибутом которых является Вода. Считалось, что само небо открывает в это время покров тайны. Большой Водокрес завершал череду зимних праздников.
 
Назад
Сверху Снизу