• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Значение железа в славянской народной традиции

arhipp

Активный участник
Сообщения
1 404
Реакции
3 201
Баллы
390
1631853249312.png

ЖЕЛЕЗО — один из древнейших металлов, в народной культуре имеющий высокий сакральный статус и используемый в апотропеической и медицинской магии. С одной стороны, обработка железа, наряду с выпеканием хлеба, изготовлением полотна и некоторыми другими видами деятельности соотносится с актом сотворения мира и преобразования его из хаоса в космос. Железо символизирует собой «этот» мир. Закаливание железа в огне и в воде придает высокий сакральный статус как самому железу, так и кузнецу. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов — что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают железо символом здоровья (ср. метафору «железное здоровье»), что определяет его использование в лечебной магии.

С другой стороны, железо противопоставлено живой природе: оно холодное, неподвижное, оно не растет и не развивается, оно — элемент «мертвого» мира. Поэтому железо часто выступает как атрибут нечистой силы. Это связано также с добычей железа из-под земли, первоначальным использованием болотной руды (ср. представления о болоте как месте обитания нечистой силы), а также с полудемоническим статусом кузнеца, превращающего бесформенный металл в предметы человеческого быта.

Свойства железа используются в магической практике для сообщения человеку и скотины силы и здоровья. Кусок железа закапывают под порог в день св. Юрия, чтобы у всех, переступивших порог, были здоровые ноги (гуцул.). Для этой же цели поднявшись утром с постели, встают на кусок железа в Страстной четверг (словац.) или на Новый год (з.-укр., словен.), а в Сочельник ставят ноги на цепь, обвязанную вокруг стола (закарпат.). Молодая, входя в дом мужа, должна схватиться за железный предмет, чтобы быть здоровой (словен.). Во время первого грома кладут на голову железо, чтобы голова не болела целый год (полес.). После выноса покойника из дома через порог бросают железный предмет, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы и не умирали (полес.). Чтобы ребенок был здоров, ему вставляли в уши железные серьги, произнося: «Да гpajeш ко гвожђ e одсад» [Отныне живи, как железо] (серб., Треб.ПДСК:147).

Когда у ребенка выпадает первый молочный зуб, его бросают через голову или через дерево и говорят: «Myszko, myszko, daj mi zelazny, dam ci gnaciany» [Мышка, мышка, дай мне железный, а я дам тебе костяной] (пол., Lеga ZM:128) или: «Даj ми виле гвоздей зуб, ево теби коштан зуб» [Дай мне, вила, железный зуб, а вот тебе костяной зуб] (серб., Грh.НН:217). Железо применялось и при лечении некоторых болезней. Если у ребенка были на лице маленькие раны, называемые «вукоjедина», для их лечения применялся «гвоздени огань» [железный огонь]: холодный кусок железа клали на наковальню и раскаляли. На огне, полученном от раскаленного железа, сжигали липовые ветки и угольками смазывали раны (серб.). Лечебной считалась и вода, взятая из кузнечного котла, в котором закалялось железо (Vacl.VO:120).

Железо используется в качестве оберега на основе таких свойств, как твердость, прочность, способность противостоять ударам. Из него сербы изготовляли амулеты, оберегающие человека от злого глаза. Особенно часто железо применяют в качестве оберега людей, находящихся в переходном состоянии — беременных, рожениц, новорожденных детей, молодых на свадьбе. Кусок железа носит беременная женщина за пазухой как средство от порчи (о.-слав.); его кладут в/под постель роженице, в колыбель или в купель новорожденному ребенку (о.-слав.); его подкладывает под себя мать, когда первый раз кормит новорожденного, чтобы на него не напали ночницы (з.-укр.); женщина в течение шести недель после родов должна выходить из дому, имея при себе железо (о.-слав.); когда по селу несут покойника, ребенку подкладывают под голову железо как средство от испуга (полес.). Если по пути в церковь встретились две свадьбы, невесты обмениваются железными предметами, чтобы предотвратить несчастье (болг.). Железо служит оберегом людей и скота от нечистой силы, змей и хищных животных. Железа боятся ведьмы (карпатоукр.), мамуны (пол., словац.), водная баба (словац.), змора (пол.), богинки (словац., луж.), вампир (укр., болг.), домовой (з.-полес.) и др.

Железо клали в гроб колдуну, чтобы он не вредил после смерти (закарпат.), закапывали под порог хлева, чтобы оградить скотину от ведьм (закарпат.). Чтобы остановить летящего змея, несущего богатство, нужно бросить вслед ему железо (луж.). Чтобы добыть клад, который охраняет нечистая сила, нужно на это место бросить кусок железа (луж.). В день св. Иеремии гремели железными предметами, обходя вокруг дома, чтобы отогнать змей от усадьбы (болг., серб.). В Сочельник стол обвязывали железной цепью, чтобы волки не трогали скотину, как они не трогают железо (закарпат.), клали его на припечке или подвешивали в печной трубе (полес.), а также подвешивали на шею корове для охраны от злого глаза (з-укр.). В посуду, из которой поят новорожденного теленка, кладут железо, чтобы предохранить детеныша от порчи (пол.). Для этой же цели железные предметы втыкают в грядки с капустой (з.-укр.). Железные детали в ткацком станке защищают полотно от порчи (з.-укр.). Железо кладут в гнездо наседки, когда в соседнем доме покойник (закарпат.) или чтобы гром не повредил насиженных яиц (пол.).

Нечистая сила боится не только самого железа, но и упоминания о нем, поэтому оберегом от вампира служат слова: «Дайте ми солното желязо» [Дайте мне соленое железо] (болг., Георг.БНМ:159); чтобы водяной не тронул человека или скотину, следует вслух перечислять железные предметы (с.-рус.), а первый раз увидев весной змею, нужно трижды сказать: «камен, железо» (серб., Tpoj. ЖО:33) или «студено железо!» (болг.) — считалось, что жало змеи после этого окаменеет и она не сможет укусить. Чтобы ведьмы не отбирали у коров молоко, хозяйка в Сочельник у дверей хлева произносила: «Кто узима Мoje, тому камен и железо» [Кто возьмет мое, тому камень и железо] (серб., ЖОЛМ:56).

Часто в качестве оберегов используются предметы, сделанные из железа: игла, нож, ножницы, коса, топор, вилы и др. колющие и режущие железные предметы. Они служат для охраны роженицы и ребенка, а также молодых на свадьбе от порчи и болезней (о.-слав.); в Сочельник их втыкают в лавку и кладут под стол, чтобы оградить дом от покойников (з.-укр.). Оберегами являются также кочерга, ухват, сковорода и другие железные предметы, связанные с очагом и с огнем — с их помощью отвращали градовые тучи (полес., з.-укр, ю.-слав.).

Железные предметы, служащие оберегами, иногда выковывали с соблюдением определенных правил. Если у женщины умирали дети, чтобы предотвратить смерть будущих детей, она должна была носить амулет в виде бритвы, ножа, серпа и др., выкованный нагим кузнецом из целого куска железа при молодом месяце или в полночь (серб.). Прочность, нерушимость ограды, ворот, дверей, сделанных из железа, — постоянный мотив славянских апотропеических заговоров: в заговоре на первый выгон скота хозяйка загораживает свою скотину от волков «железным тыном» и замыкает хищным зверям зубы «железным замком» (полес.), в с.-рус. заговоре вокруг дома строят «тын медный, ворота железны», в свадебном заговоре «железный муж отворачивает недобрые словеса и речи колдунове и ведунове» (с.-рус., Бурц. ОБСК 2:20).

У сербов название железа наряду с названиями других металлов положено в основу личных имен, имеющих апотропеическую функцию. Мальчика называют Гвозден, чтобы он был, «как железо» (ср. такие имена, как Златко, Сребрен и др.).

Железо часто выступает как атрибут нечистой силы: у русалок в руках железные крюки (с.-рус.), у лешачихи — железный гребень (с.-рус.), черти стегают грешников железными прутьями (рус., урал.). Старшая лихорадка прикована к железному стулу (рус.), главный черт сидит на железной цепи (з.-укр.). У мифологических персонажей могут быть железные части тела: у с.-рус. банника — руки, у полес. русалок — груди. Железными зубами обладают с.-рус. черти, шуликуны и еретик железнозубый — колдун, встающий по ночам из могилы, серб. вилы и караконджулы, ср. его серб, название gvozdenzub. Среди персонажей, которыми пугали детей, известны: железны чоловек (полес.), баба с железными зубами — женское мифологическое существо, живущее в поле (Подляшье), zеlezna baba — полевой демон, оберегающий горох от детей (чеш.). Железными могут быть персонажи славянских сказок: Mesizelezo – сказочный силач, который месит железо (Зайц.МЛЧС:18), железный монах (словац.).

Железо могло осмысляться как символ неживого мира, поэтому при выносе покойника шевелят предназначенное к посеву зерно, чтобы оно не было мертвым, «як желiзо» (з.-укр., Бог.ВТНИ:268).

Железные предметы, имеющие фаллическую символику (клин, тележная ось и др.), могут символизировать собой мужское начало. Чтобы в семье рождались мальчики, роженице под кровать клали железный клин (словац.).

Твердость железа обусловливала его употребление в случаях, где было необходимо сообщить предмету это свойство. Считалось, что масло лучше сбивается, если под маслобойкой лежит железо или в нее воткнуто что-либо железное (луж.). Железо клали под стол, на котором лежал покойник, чтобы тело затвердело и не обмякло от удара грома или тепла (з,-укр., пол.).

При некоторых магических действиях запрещалось использовать железо или иметь его при себе. Человек, добывающий плакун-траву, не должен иметь при себе ничего железного (рус.); столик, который делают со дня св. Варвары до Рождества, чтобы распознать с его помощью ведьму, не должен содержать железных деталей (словен.). Первый сыр, сделанный в день св. Юрия, разрезали деревянным ножом, поскольку запрещалось прикасаться железом к первому сыру (с.-вост. Болгария).
 
Последнее редактирование:
Очень чётко и интересно! И "без воды". Благодарю вас!
 
Автор темы Похожие темы Форум Ответов Дата
arhipp Основы основ 0
Назад
Сверху Снизу