Слизерина
Активный участник
- Сообщения
- 1 128
- Реакции
- 1 215
- Баллы
- 157
- Автор темы
- #1
В большинстве магических трактатов и гримуаров говорится, что на том или ином этапе магического ритуала необходимо убить какое-либо животное (чаще всего - козленка).
Согласно старинным гримуарам, это следует совершить задолго до начала самой церемонии. Из шкуры убитого животного нужно сделать пергамент. На пергаменте изображают пентаграммы и гексаграммы, которые служат для защиты мага и для контроля над вызванным духом.
Однако вполне очевидно, что в некоторых случаях убийство животного является, по существу, жертвоприношением - либо Богу (с целью получить Его благословение), либо самому духу. В "Grimorium Verum", например, утверждается, что маг должен перерезать горло девственного козленка единственным ударом магического ножа, произнеся формулу с именем духа, которого он намеревается призвать: "Я убиваю тебя во имя и во славу N.".
В "Ключе Соломона" сказано, что маг должен единственным ударом отсечь козленку голову, назвать духа по имени и произнести:
"О великий и могущественный дух, да будет эта жертва тебе приятна и угодна. Верно служи нам, и ты получишь жертвы еще лучше этой". Автор "Ключа Соломона" добавляет, что добрым духам нужно приносить в жертву белых животных, а злым демонам - черных.
В гримуарах более позднего времени жертвоприношение теснее связывается собственно с магической операцией, а в современных ритуалах животное зачастую убивают в кульминационный момент церемонии. Это обеспечивает приток энергии в магический круг. Согласно оккультной теории, всякое живое существо - это вместилище энергии, и в момент смерти почти вся заключенная в нем энергия резко высвобождается. Жертвоприношение совершают внутри круга, чтобы энергия животного не рассеялась без пользы, а, напротив, сосредоточилась и удержалась вокруг мага. Животное должно быть молодым, здоровым и девственным, т. е. с нерастраченным запасом энергии. Количество энергии, высвобождающейся в момент убийства жертвы, очень велико и несопоставимо ни с размерами, ни с физическими данными животного. Маг ни в коем случае не должен допустить, чтобы эта огромная сила вырвалась из-под контроля. Если он почувствует неуверенность в себе или ослабит концентрацию, то выпущенная им на свободу энергия может захлестнуть и уничтожить его самого.
Древний магический постулат гласит, что жизненная сила всякого животного содержится в его крови. В обычных условиях дух, которого призывает маг, невидим. Явиться перед магом в зримой форме он может лишь в том случае, если получит доступ к источнику энергии, находящемуся на физическом плане бытия. Поэтому, чтобы обрести видимый облик, дух иногда овладевает телом одного из участников церемонии. Но чаще он пользуется испарениями свежей крови (или, как уже говорилось, дымом, поднимающимся от жаровни, - но кровь действует эффективнее!).
Однако самая главная функция жертвоприношения - обеспечить магу дополнительную психологическую стимуляцию. Особое возбужденное состояние, в которое маг погружается в ходе подготовки к церемонии, читая заклинания и сжигая благовония, достигает кульминации в момент убийства животного, при виде свежей крови. Именно на этой идее основан, по-видимому, простой способ призывания Дьявола, описанный в гримуаре под названием "Красный дракон". Следует взять черную курицу, к которой никогда не приближался петух. Лучше всего схватить ее за горло, чтобы она не кричала - не тратила энергию. Курицу нужно отнести на перекресток дорог и ровно в полночь веткой кипариса (кладбищенского дерева, символа смерти) начертить на земле круг. Затем следует встать в центр круга и, максимально сосредоточив свои магические силы, разорвать руками живую птицу надвое, произнеся при этом:
"Euphas Metahim, frugativi et apellavi". После этого нужно повернуться лицом к востоку и повелеть Дьяволу явиться. И он не заставит себя долго ждать.
По-видимому, человеческое жертвоприношение должно срабатывать еще эффективнее, чем убийство животного, так как психологическая стимуляция при этом оказывается гораздо сильнее. Элифас Леви утверждает, что под словом "козленок" в гримуарах подразумевается на самом деле человеческий ребенок. Старинные предания гласят, что самая угодная демонам жертва - убийство человека. В 1465 году норфолкские судьи пришли к выводу, что некие Джон Кос и Роберт Хиккис вызвали духа и попросили указать им местонахождение клада, пообещав за это принести в жертву христианина. Дух согласился, и заклинатели нашли сотню с лишним шиллингов. Однако свою часть сделки они не выполнили: не желая убивать человека, они сожгли петуха, предварительно окрестив его христианским именем. А в 1841 году итальянские кладоискатели все же принесли демону в жертву мальчика, надеясь, что за это дух укажет им, где спрятаны сокровища. Алистер Кроули не мог пройти мимо такой удачной возможности шокировать своих читателей:
"Следовательно, для высшей духовной операции нужно выбирать такую жертву, в которой заключена величайшая а чистейшая сила. Лучше всего подходит для такой цели ребенок мужского пола, безупречно невинный и умственно развитый". Монтегю Саммерс (Summers M., The Geography of Witchcraft. Kegan Paul, London, 1927), как обычно, воспринял это высказывание всерьез и процитировал его с лестным для Великого Зверя ужасом, - ж обратив внимания на ироничное примечание Кроули, где тот невозмутимо утверждает, будто в период с 1912 по 1928 год совершал такие жертвоприношения в среднем около ста пятидесяти раз в год!
На практике, разумеется, принести человека в жертву не так-то просто, и в подавляющем большинстве случаев кровавое жертвоприношение сводится либо к убийству животного, либо к нанесению магом раны самому себе или своему помощнику. Если эта процедура сочетается соргазмическим высвобождением сексуальной энергии, то ритуальный экстаз мага достигает еще более высокой степени и концентрация силы в магическом круге возрастает. Это и есть "еще одно жертвоприношение", на которое туманно намекают Кроули и другие современные маги", - жертвоприношение, "которое Адепты всегда хранили в глубочайшей тайне" и которое Кроули называет "высочайшей мистерией практической Магики". Совершить его эффективно весьма нелегко, ибо "требуются огромные сознательные усилия, чтобы сохранять сосредоточенность
на цели церемонии. Однако преодолев эти трудности, маг приобретет исключительно мощную поддержку"2.
Завершив все приготовления, начертив магический круг, разведя огонь в жаровне, разместив своих помощников и встав в центр круга, маг переходит к процедуре вызывания духа - как правило, долгой и утомительной. Прежде всего, маг должен сосредоточиться на имени и образе духа, которого он намерен призвать, и избавиться от всех посторонних мыслей и чувств. Затем он начинает читать заклинание, повелевая духу явиться перед ним за пределами круга. Единой и общепринятой формы подобных заклинаний не существует. Эффективную формулу каждый маг вырабатывает методом проб и ошибок. Главное -научиться правильно произносить имена духов (что также достигается методом проб и ошибок) и использовать четкие команды, звучание которых усиливает экстатическое возбуждение мага, упивающегося собственной силой.
Все приведенные далее заклинания взяты из гримуара "Лемегетон" - одного из самых полных и впечатляющих собраний заклинательных текстов'. Формула вызывания духа такова:
"Призываю тебя, о дух N., силою Бога Всемогущего, и повелеваю тебе именами Бараламенсиса, Балдахиенсиса, Павма-хия, Аполороседеса и могущественнейших князей Генио и Лиахида, служителей Трона Тартара и Верховных Князей Трона Апологии девятой сферы.' Призываю тебя и повелеваю тебе, о дух N., именем Того, Кто произнес Слово и сделал это Священнейшими и Славнейшими Именами Адонаи, Эль, Элохим, Элох, Саваоф, Эилон, Эшерк, Иах, Тетраграмматон, Садаи. Явись передо мною и без промедления покажись мне, здесь, за чертою этого круга, в приятном для глаз человеческом облике, не устрашающем и не безобразном. Явись в сей же миг, в какой бы части света ты ни находился, и ответь на мои вопросы. Явись в сей же миг, в зримом и приятном облике, и соверши все, что пожелаю я, воззвав к тебе от Имени Вечносущего и Истинного Бога, Гелиорема. Призываю тебя также истинным именем твоего Бога, коему ты обязан повиноваться, и именем Князя, властвующего над тобою.
Явись, исполни мои желания и до конца поступай в согласии с волей моею.
Призываю тебя именем Того, кому повинуются все живые твари, Неизреченным Именем Тетраграмматон Иегова, Именем Коего повергаются в ничто все стихии, воздух сотрясается, море отступает от берегов, огонь угасает, земля содрогается, и все сонмы небесные, все твари земные, все духи ада в ужасе трепещут. Отвечай мне ясно, четко, любезно и без обмана. Явись во имя Адонаи Саваофа, явись и не медли. Адонаи Садай, Царь Царей, повелевает тебе!"
Если после этого дух не появится, то заклинание повторяют во второй раз, а если нужно - то и в третий. Поначалу маг говорит негромко и ласково, но если дух упорствует, то следует постепенно повышать голос и произносить текст заклинания все более строго, гордо .и. повелительно. Если дух не явится и после третьего прочтения, то нужно воспользоваться другим, гораздо более могущественным заклинанием.
Обращенное к духу повеление явиться в приятном для глаза облике и без обмана сопровождается здесь длинным перечислением имен силы, список
которых приведен выше, в главе "Имена силы". Завершается это заклинание следующими словами:
"Ужасным Судным Днем, морем стеклянным, простершимся пред лицом Божественного Величия, четырьмя Животными у Престола Его, чьи лики полны очей спереди и сзади, Огнем, сияющим над Престолом Его, Святыми Ангелами небесными и могучей Мудростью Божией. Печатью Васдафии, именем Примематума, кое произнес Моисей, и земля разверзлась и поглотила Корея, Дафана и Авирона, исполни все мои требования и соверши все, чего "я пожелаю. Явись с миром, в видимом обличье и без промедления".
Это заклинание при необходимости также следует повторить трижды. Согласно современным оккультистам, маг должен говорить все громче и громче, пока его речь не превратится в грозное рычание. К этому времени его окутают клубы дыма, поднимающиеся от жаровни, и по всему телу его будет струиться
пот. Когда возбуждение мага станет почти неконтролируемым, он должен остановиться на самой грани и удерживать как можно дольше рвущуюся наружу энергию.
Если дух не появился в ответ на второе заклинание, маг читает третье. Здесь он угрожает непокорному демону и заклинает его семью тайными именами, с помощью которых Соломон повелевал всеми духами, - Адонаи, Пераи, Тетраграмматон, Анексексетон, Инессенсатоаль, Пафуматон и Итемон (последние два имени, по-видимому, происходят от греческих слов "pathumeo" - "пребывать в праздности" и "itamos" - "торопливый", "опрометчивый"). Маг угрожает духу именем Примематума, которому покоряются все сонмы небесные,
и обещает проклясть духа и ввергнуть его в бездну, в озеро вечного огня, в озеро серное и огненное, где он останется до трубы Страшного Суда.
"Заклинаю тебя явиться священными именами Адонаи, Саваоф, Амиорам. Явись - тебе велит Адонаи".
Обычно на такое приказание духи все же откликаются. Когда дух явится, приветствовать его следует вежливо, но твердо. Маг все время должен стоять лицом к духу и ни в коем случае не терять бдительности. Дух может проявить упрямство и коварство; он может отказаться исполнять повеления мага; может
лгать или пытаться выманить заклинателя из круга. Чтобы удержать власть над ним, магу придется сосредоточить всю свою силу воли; ассистенты мага не должны беседовать с духом, дабы случайно не пресечь поток энергии, исходящей от заклинателя. Но иногда дух может оказаться особенно упрямым и
не появиться даже после того, как трижды будут прочтены все три заклинания. В таком случае магу рекомендуется произнести "Проклятие цепей":
"О дух N., коварный и непокорный, не подчинившийся моим приказам и не покорившийся славным и непостижимым Именам истинного Бога, Творца всего сущего! Ныне, если не явишься в треугольнике перед этим кругом и не исполнишь мою волю, неодолимою силою сих Имен ввергаю тебя в глубины
Бездонной Бездны, где будешь пребывать в огне неугасимом и сере, пока не наступит День Гнева. Явись в сей же миг и с миром предо мною во имя Адонаи, Саваофа, Адонаи, Амиорама. Явись! Явись! Адонаи, Царь Царей, повелевает тебе".
Затем маг пишет имя духа и изображает его "печать" (магический символ) на листе пергамента. Этот пергамент он кладет в шкатулку из черного дерева вместе с серой и асафетидой (зловонным веществом, получаемым из высушенного сока корня растения Ferula asafoetida) или любым другим неприятно пахнущим веществом, какое окажется под рукой. Шкатулку следует перевязать железной проволокой. Таким образом, дух символически заключается в шкатулку - ибо туда помещены его имя и "печать", - а железная проволока мешает ему вырваться на свободу, поскольку против железа демоны бессильны. Маг подвешивает шкатулку на острие меча и держит ее над огнем, произнося следующие слова:
"Заклинаю тебя. Огонь, именем Того, кто сотворил тебя и все сущее в мире: жги, пытай и пожирай этого духа N. отныне и во веки веков".
Затем маг сообщает духу, что если тот немедленно не предстанет перед ним, то его имя и символ будут сожжены в шкатулке, а прах будет зарыт в землю.
Если и после этого дух не приходит, маг говорит:
"О дух N.! Так как ты по-прежнему проявляешь непокорство и не являешься, ныне именем и силою Всемогущего и Вечного Господа Бога, Повелителя воинств небесных Иеговы Тетраграмматона, Единого Творца небес, земли и ада и всего сущего в них, верховного Владыки всех вещей зримых и незримых, проклинаю тебя и лишаю тебя всех твоих чинов, владений и силы. Повергаю тебя в глубины Бездонной Бездны, где будешь пребывать ты вплоть до Судного Дня в озере серном и огненном, уготованном духам мятежным. Да проклянет тебя весь сонм небесный. Да обрекут тебя Солнце, Луна, Звезды и Свет небесных
воинств на огонь неугасимый, на муку невыразимую.
Как имя и печать твои, заключенные в сей шкатулке, задыхаясь от серы и зловония, сгорят в сем огне телесном, так во Имя Иеговы, силою и властью трех Имен Тетраграмматон, Анексексетон, Примематум да будешь ты ввергнут в озеро огненное, уготованное духам проклятым и осужденным, и останешься там, пока не наступит День Гнева, и не вспомнят тебя пред Ликом Господа, когда придет Он судить огнем живых и мертвых и весь мир сотворенный".С этими словами маг бросает шкатулку в огонь, и дух, неспособный устоять перед последней, самой страшной угрозой, обязательно явится в тот же миг.
Огонь следует немедленно погасить, а духа - ласково приветствовать,
воскурив ему приятное благовоние; однако при этом его нужно призвать к порядку, показав ему Пентаграмму Соломона и Печать Соломона.
Когда дух выслушает приказание мага или ответит на его вопросы, церемония завершается формулой отсылания демона. Это - чрезвычайно важная часть ритуала. Маг не может выйти из круга до тех пор, пока дух не уйдет, а дух не уйдет до тех пор, пока маг не прикажет ему удалиться. В "Лемегетоне" приводится следующая формула отсылания:
"О дух N., так как ты исполнил мои приказания, ныне позволяю тебе удалиться, не причинив вреда ни человеку, ни животному. Ступай, говорю тебе, но будь готов явиться снова, как только призову тебя в священном ритуале магии. Заклинаю тебя удалиться в мире, и да будет мир Господь между мною и тобою во веки веков. Аминь".
Если дух отказывается уйти, ситуация становится крайне опасной. Маг должен собрать всю свою волю, повторить формулу отсылания и бросить в огонь какое-нибудь зловонное вещество- Даже если дух так и не появился и церемония, по всей видимости, не удалась, произнести формулу отсылания все равно следует: дух может притаиться где-то за кругом, невидимый для мага.
Современным магам заклинания из старинных гримуаров представляются слишком грубыми и утомительными, хотя подчас и эффективными благодаря своей простоте и прямоте. Кроули утверждает, что сам он и другие известные ему маги успешно вызывали духов таким способом, но добавляет, что успешный результат достигался не столько благодаря церемонии, сколько несмотря на нее. Самый впечатляющий из ритуалов, разработанных самим Кроули, описан в "Книге Самех", где маг призывает "духа", который в действительности
представляет собой заключенную в самом заклинателе божественную силу.
Ритуал этот основан на греко-египетском магическом тексте, который особо ценили члены "Ордена Золотой Зари". В 1911 году Кроули несколько раз использовал этот текст для вызывания духов, а в 1921 году переработал его по просьбе своего ученика, Фрэнка Беннета (см. главу "Имена силы").
Следует провести обычную подготовку к церемонии, начертить круг и зажечь "благовоние Абрамелина - обладающую приятным запахом смесь мирры, корицы, оливкового масла и ароматного корня калгана. После этого маг произносит первую часть заклинания, в которой описывается сущность призываемого духа:
"Тебя призываю, о Нерожденный.
Тебя, сотворившего Землю и Небо.
Тебя, сотворившего Ночь и День.
Тебя, сотворившего тьму и Свет.
Ты - АСАР УН-НЕФЕР ("Я сам, ставший Совершенным"):
кого ни один человек никогда не видел. Ты - ИА-БЕШ ("Истина в Материи").
Ты - ИА-АПРОФРАШ ("Истина в Движении"). Ты отличил Верное от Неверного. Ты
сотворил Женщину и Мужчину. Ты сотворил Семена и Плод.
Ты сотворил Людей, дабы они любили друг друга и ненавидели друг друга..."
В первой строке оригинала дух был назван "безголовым" ("headless"). Кроули заменил этот эпитет на "Нерожденный" ("bornless"), обозначив тем самым вечность божества. В большинстве строк приведенного фрагмента идет речь о парах противоположностей, объединенных в Едином.
"Слушай же Меня, ибо Я - Ангел ПТА-АПО-ФРАШ-РА: таково Твое Истинное Имя, переданное пророкам ХЕМА".
Маг призывает духа, произнося его "истинное" имя. Пта - это древнеегипетский бог разума и мысли; иногда его называли творцом мира. Pa - древнеегипетский бог солнца. Хем - древнее название Египта. Истинные
имена духа и мага совпадают, потому что дух - это истинное "я" мага.
Далее маг обходит круг против часовой стрелки, обращаясь лицом последовательно к каждой из сторон света и призывая духа с помощью длинных перечней имен силы, в которых заключены его сущность и атрибуты. Ощутив в себе пульсацию мощного, яростного потока творческой энергии, маг создает четкий мысленный образ духа, как если бы тот стоял перед ним в зримом облике.
"Вот Повелитель Богов. Вот Повелитель Вселенной. Вот Он, кого страшатся Ветры.
Вот Он, Кто, сотворив Голос заповедью Своей, стал Повелителем всех Вещей; Царь, Правитель и Помощник".
В последней строке имеется в виду, что Бог сотворил мир посредством изреченного Слова, т. е. "голоса". Маг велит духу сделать так, чтобы ему покорились все духи тверди небесной и духи эфира, духи земли и земных недр, духи суши и вод, духи вихрей воздушных и духи бушующего огня, и всякие чары, и всякий Бич Божий. К этому моменту дух из глубин его собственного "я" уже должен явиться. Маг начинает нараспев читать еще один перечень имен силы; при этом со страстью, доходящей до экстаза, он отождествляет себя с духом. В момент кульминации ритуала маг мощным толчком высвобождает всю магическую силу, теряет всякое осознание своего обычного "я" и становится тем образом, который до сих пор только видел своим мысленным взором.
"Я - это Он! Нерожденный Дух! зрячий ступнями Я - это Он! Ненавидящий зло, творимое в Мире! Я - это Он, мечущий молнии и громы! Я - это Он, изливающий Ливень Жизни Земной! Я - это Он, чьи уста пламенеют вечно! Я - это Он, Порождающий и Являющий на Свет! Я - это Он, Благодать Миров!
"Сердце, опоясанное Змеей" - имя мое"'.
Солнце-Ра - это "сердце", а бог мудрости Пта - "Змей". Маг еще раз велит
духу, чтобы тот сделал покорными ему всех прочих духов, но на сей раз приказание произносится уже от имени вызванного духа - так, словно бы дух изъявляет собственную волю, овладев телом мага. Маг чувствует, что он полон яркого внутреннего света. Он слышит свой собственный голос как бы со стороны, издалека, и голос этот кажется ему чужим и незнакомым.
В 1911 году Кроули с помощью этого ритуала пытался призвать духа по имени Абульдиз, но не достиг удовлетворительных результатов. По-видимому, гораздо большего успеха он добился двумя годами ранее, когда пользовался стандартными методами, описанными в гримуарах.
В 1909 году Кроули и его друг и ученик Виктор Нойбург приехали в Алжир и отправились далее на юг, в пустыню, чтобы вызвать "могучего демона" по имени Хоронзон. Они начертили на песке магический круг и рядом- Треугольник Соломона в том виде, как он изображен в "Лемегетоне". В треугольнике они написали имя Хоронзона. Затем они принесли в жертву трех голубей (по одному у каждого угла треугольника), перерезав птицам горло и окропив кровью песок.
Кроули облачился в черный балахон с полностью закрывавшим голову капюшоном, в котором были оставлены только прорези для глаз. Затем онвошел в треугольник, чтобы демон овладел им. Некоторые оккультисты
утверждают, что в результате этого опрометчивого поступка Кроули остался
одержим демоном до конца своих дней. Нойбург остался в круге. Он призвал на защиту архангелов и небесное воинство и произнес заклинание из "Гримуара Гонория".
Кроули держал перед глазами топаз. В какой-то момент он увидел, что в глубинах камня появился демон. Демон выкрикивал слова, при звуке которых якобы должны распахиваться Врата Ада: "Зазас, Зазас, Насатанада, Зазас".
Он изрыгал угрозы и проклятья, бушевал и кичился своей силой, говоря при этом голосом Кроули и в его стиле: "Все живые существа - мои наложницы, и никто не смеет касаться их, кроме меня одного... От меня исходят проказа и оспа, чума и рак, холера и падучая". Нойбургу же почудилось, что в треугольнике находится не Кроули, а некая прекрасная женщина. Она говорила с ним .нежным голосом и бросала на него
призывные взгляды; однако Нойбург понял, что на самом деле это - демон, пытающийся выманить его из круга. Внезапно раздался громкий буйный хохот, и в треугольнике появился Хоронзон собственной персоной. Он осыпал Нойбурга льстивыми похвалами и попросил дозволения приблизиться, припасть к его ногам и принести клятву верности. Нойбург понял, что это - еще одна ловушка. Отчаявшись выманить его из круга, демон пытается сам проникнуть в круг! Разумеется, Нойбург отказал ему. Тогда Хоронзон предстал перед ним в облике обнаженного Кроули и жалобно попросил воды, чтобы утолить жажду.
Нойбург снова отказал демону и призвал его к повиновению, закляв именами Господа и пентаграммой. Однако Хоронзона это не усмирило, и тогда Нойбург, уже порядком перепугавшийся, пригрозил демону гневом Господним и адскими муками. Но Хоронзон торжественно ответил ему в велеречивой манере
Мефистофеля Марло: "Неужто думаешь ты, о глупец, что есть на свете такой гнев и такие муки, коими я не являюсь, и что есть на свете иной ад, кроме сего духа моего?"
Произнеся эти слова, демон разразился непристойными и кощунственными проклятиями. Нойбург лихорадочно записывал все слова Хоронзона; увидев, что заклинатель отвлекся, демон бросил горсть песка на границу круга. Круг разорвался. Демон накинулся на бедного Нойбурга, повалил его на землю и попытался впиться ему в горло когтями. Нойбург в отчаянии выкрикнул Имена Бога и ударил Хоронзона магическим кинжалом. Демон сдался и, извиваясь, уполз обратно в треугольник. Нойбург восстановил круг, а демон опять превратился в красавицу и еще раз попытался соблазнить заклинателя - но тщетно. В конце концов Хоронзон признал себя побежденным, но тут же исчез, поскольку энергия голубиной крови к тому моменту исчерпалась. Так завершился этот ритуал.
Кроули утверждал, что все это время он "стоял в стороне", не снимая балахона с капюшоном. По его словам, Хоронзон являлся в обликах женщины, мудреца, извивающейся змеи и самого Кроули. У этого демона не было постоянной формы, ибо он сам - творец форм. Он - "ужас тьмы, слепота ночи и глухота гадюки, сталь, лишенная вкуса, и стоячая вода, черное пламя ненависти и вымя склизкой Кошки; не единая вещь, но множество вещей"'.
Не вызывает сомнений, что процедуры ритуальной магии могут порождать галлюцинации. Готовясь к церемонии, маг либо постится и на длительное время отказывается от сна, либо прибегает к алкоголю, наркотикам и сексуальным излишествам. Он вдыхает ароматы, способные воздействовать на разум и чувства. Он исполняет таинственные обряды, затрагивающие самые глубинные, самые иррациональные слои его сознания. Более того, он убивает животное, наносит раны себе или другому человеку, а в некоторых случаях мастурбирует и испытывает оргазм; все это также сильно влияет на его психическое состояние. При этом он постоянно концентрируется на мысленном образе, который желает увидеть. Едва ли стоит удивляться, что в кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот образ!
Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего лишь галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены, оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности, независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны, он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И
разумно ли считать те вещи, которые мы воспринимаем в "нормальных" условиях, реальными, а те вещи, которые мы воспринимаем в "ненормальном" психическом состоянии, - нереальными? деть. Едва ли стоит удивляться, что в кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот образ! Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего лишь галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены, оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности, независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны, он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И разумно ли считать те вещи, которые мы воспринимаем в "нормальных" условиях, реальными, а те вещи, которые мы воспринимаем в "ненормальном" психическом состоянии, - нереальными?
по материалам Ричард Кавендиш. Черная магия.
Согласно старинным гримуарам, это следует совершить задолго до начала самой церемонии. Из шкуры убитого животного нужно сделать пергамент. На пергаменте изображают пентаграммы и гексаграммы, которые служат для защиты мага и для контроля над вызванным духом.
Однако вполне очевидно, что в некоторых случаях убийство животного является, по существу, жертвоприношением - либо Богу (с целью получить Его благословение), либо самому духу. В "Grimorium Verum", например, утверждается, что маг должен перерезать горло девственного козленка единственным ударом магического ножа, произнеся формулу с именем духа, которого он намеревается призвать: "Я убиваю тебя во имя и во славу N.".
В "Ключе Соломона" сказано, что маг должен единственным ударом отсечь козленку голову, назвать духа по имени и произнести:
"О великий и могущественный дух, да будет эта жертва тебе приятна и угодна. Верно служи нам, и ты получишь жертвы еще лучше этой". Автор "Ключа Соломона" добавляет, что добрым духам нужно приносить в жертву белых животных, а злым демонам - черных.
В гримуарах более позднего времени жертвоприношение теснее связывается собственно с магической операцией, а в современных ритуалах животное зачастую убивают в кульминационный момент церемонии. Это обеспечивает приток энергии в магический круг. Согласно оккультной теории, всякое живое существо - это вместилище энергии, и в момент смерти почти вся заключенная в нем энергия резко высвобождается. Жертвоприношение совершают внутри круга, чтобы энергия животного не рассеялась без пользы, а, напротив, сосредоточилась и удержалась вокруг мага. Животное должно быть молодым, здоровым и девственным, т. е. с нерастраченным запасом энергии. Количество энергии, высвобождающейся в момент убийства жертвы, очень велико и несопоставимо ни с размерами, ни с физическими данными животного. Маг ни в коем случае не должен допустить, чтобы эта огромная сила вырвалась из-под контроля. Если он почувствует неуверенность в себе или ослабит концентрацию, то выпущенная им на свободу энергия может захлестнуть и уничтожить его самого.
Древний магический постулат гласит, что жизненная сила всякого животного содержится в его крови. В обычных условиях дух, которого призывает маг, невидим. Явиться перед магом в зримой форме он может лишь в том случае, если получит доступ к источнику энергии, находящемуся на физическом плане бытия. Поэтому, чтобы обрести видимый облик, дух иногда овладевает телом одного из участников церемонии. Но чаще он пользуется испарениями свежей крови (или, как уже говорилось, дымом, поднимающимся от жаровни, - но кровь действует эффективнее!).
Однако самая главная функция жертвоприношения - обеспечить магу дополнительную психологическую стимуляцию. Особое возбужденное состояние, в которое маг погружается в ходе подготовки к церемонии, читая заклинания и сжигая благовония, достигает кульминации в момент убийства животного, при виде свежей крови. Именно на этой идее основан, по-видимому, простой способ призывания Дьявола, описанный в гримуаре под названием "Красный дракон". Следует взять черную курицу, к которой никогда не приближался петух. Лучше всего схватить ее за горло, чтобы она не кричала - не тратила энергию. Курицу нужно отнести на перекресток дорог и ровно в полночь веткой кипариса (кладбищенского дерева, символа смерти) начертить на земле круг. Затем следует встать в центр круга и, максимально сосредоточив свои магические силы, разорвать руками живую птицу надвое, произнеся при этом:
"Euphas Metahim, frugativi et apellavi". После этого нужно повернуться лицом к востоку и повелеть Дьяволу явиться. И он не заставит себя долго ждать.
По-видимому, человеческое жертвоприношение должно срабатывать еще эффективнее, чем убийство животного, так как психологическая стимуляция при этом оказывается гораздо сильнее. Элифас Леви утверждает, что под словом "козленок" в гримуарах подразумевается на самом деле человеческий ребенок. Старинные предания гласят, что самая угодная демонам жертва - убийство человека. В 1465 году норфолкские судьи пришли к выводу, что некие Джон Кос и Роберт Хиккис вызвали духа и попросили указать им местонахождение клада, пообещав за это принести в жертву христианина. Дух согласился, и заклинатели нашли сотню с лишним шиллингов. Однако свою часть сделки они не выполнили: не желая убивать человека, они сожгли петуха, предварительно окрестив его христианским именем. А в 1841 году итальянские кладоискатели все же принесли демону в жертву мальчика, надеясь, что за это дух укажет им, где спрятаны сокровища. Алистер Кроули не мог пройти мимо такой удачной возможности шокировать своих читателей:
"Следовательно, для высшей духовной операции нужно выбирать такую жертву, в которой заключена величайшая а чистейшая сила. Лучше всего подходит для такой цели ребенок мужского пола, безупречно невинный и умственно развитый". Монтегю Саммерс (Summers M., The Geography of Witchcraft. Kegan Paul, London, 1927), как обычно, воспринял это высказывание всерьез и процитировал его с лестным для Великого Зверя ужасом, - ж обратив внимания на ироничное примечание Кроули, где тот невозмутимо утверждает, будто в период с 1912 по 1928 год совершал такие жертвоприношения в среднем около ста пятидесяти раз в год!
На практике, разумеется, принести человека в жертву не так-то просто, и в подавляющем большинстве случаев кровавое жертвоприношение сводится либо к убийству животного, либо к нанесению магом раны самому себе или своему помощнику. Если эта процедура сочетается соргазмическим высвобождением сексуальной энергии, то ритуальный экстаз мага достигает еще более высокой степени и концентрация силы в магическом круге возрастает. Это и есть "еще одно жертвоприношение", на которое туманно намекают Кроули и другие современные маги", - жертвоприношение, "которое Адепты всегда хранили в глубочайшей тайне" и которое Кроули называет "высочайшей мистерией практической Магики". Совершить его эффективно весьма нелегко, ибо "требуются огромные сознательные усилия, чтобы сохранять сосредоточенность
на цели церемонии. Однако преодолев эти трудности, маг приобретет исключительно мощную поддержку"2.
Завершив все приготовления, начертив магический круг, разведя огонь в жаровне, разместив своих помощников и встав в центр круга, маг переходит к процедуре вызывания духа - как правило, долгой и утомительной. Прежде всего, маг должен сосредоточиться на имени и образе духа, которого он намерен призвать, и избавиться от всех посторонних мыслей и чувств. Затем он начинает читать заклинание, повелевая духу явиться перед ним за пределами круга. Единой и общепринятой формы подобных заклинаний не существует. Эффективную формулу каждый маг вырабатывает методом проб и ошибок. Главное -научиться правильно произносить имена духов (что также достигается методом проб и ошибок) и использовать четкие команды, звучание которых усиливает экстатическое возбуждение мага, упивающегося собственной силой.
Все приведенные далее заклинания взяты из гримуара "Лемегетон" - одного из самых полных и впечатляющих собраний заклинательных текстов'. Формула вызывания духа такова:
"Призываю тебя, о дух N., силою Бога Всемогущего, и повелеваю тебе именами Бараламенсиса, Балдахиенсиса, Павма-хия, Аполороседеса и могущественнейших князей Генио и Лиахида, служителей Трона Тартара и Верховных Князей Трона Апологии девятой сферы.' Призываю тебя и повелеваю тебе, о дух N., именем Того, Кто произнес Слово и сделал это Священнейшими и Славнейшими Именами Адонаи, Эль, Элохим, Элох, Саваоф, Эилон, Эшерк, Иах, Тетраграмматон, Садаи. Явись передо мною и без промедления покажись мне, здесь, за чертою этого круга, в приятном для глаз человеческом облике, не устрашающем и не безобразном. Явись в сей же миг, в какой бы части света ты ни находился, и ответь на мои вопросы. Явись в сей же миг, в зримом и приятном облике, и соверши все, что пожелаю я, воззвав к тебе от Имени Вечносущего и Истинного Бога, Гелиорема. Призываю тебя также истинным именем твоего Бога, коему ты обязан повиноваться, и именем Князя, властвующего над тобою.
Явись, исполни мои желания и до конца поступай в согласии с волей моею.
Призываю тебя именем Того, кому повинуются все живые твари, Неизреченным Именем Тетраграмматон Иегова, Именем Коего повергаются в ничто все стихии, воздух сотрясается, море отступает от берегов, огонь угасает, земля содрогается, и все сонмы небесные, все твари земные, все духи ада в ужасе трепещут. Отвечай мне ясно, четко, любезно и без обмана. Явись во имя Адонаи Саваофа, явись и не медли. Адонаи Садай, Царь Царей, повелевает тебе!"
Если после этого дух не появится, то заклинание повторяют во второй раз, а если нужно - то и в третий. Поначалу маг говорит негромко и ласково, но если дух упорствует, то следует постепенно повышать голос и произносить текст заклинания все более строго, гордо .и. повелительно. Если дух не явится и после третьего прочтения, то нужно воспользоваться другим, гораздо более могущественным заклинанием.
Обращенное к духу повеление явиться в приятном для глаза облике и без обмана сопровождается здесь длинным перечислением имен силы, список
которых приведен выше, в главе "Имена силы". Завершается это заклинание следующими словами:
"Ужасным Судным Днем, морем стеклянным, простершимся пред лицом Божественного Величия, четырьмя Животными у Престола Его, чьи лики полны очей спереди и сзади, Огнем, сияющим над Престолом Его, Святыми Ангелами небесными и могучей Мудростью Божией. Печатью Васдафии, именем Примематума, кое произнес Моисей, и земля разверзлась и поглотила Корея, Дафана и Авирона, исполни все мои требования и соверши все, чего "я пожелаю. Явись с миром, в видимом обличье и без промедления".
Это заклинание при необходимости также следует повторить трижды. Согласно современным оккультистам, маг должен говорить все громче и громче, пока его речь не превратится в грозное рычание. К этому времени его окутают клубы дыма, поднимающиеся от жаровни, и по всему телу его будет струиться
пот. Когда возбуждение мага станет почти неконтролируемым, он должен остановиться на самой грани и удерживать как можно дольше рвущуюся наружу энергию.
Если дух не появился в ответ на второе заклинание, маг читает третье. Здесь он угрожает непокорному демону и заклинает его семью тайными именами, с помощью которых Соломон повелевал всеми духами, - Адонаи, Пераи, Тетраграмматон, Анексексетон, Инессенсатоаль, Пафуматон и Итемон (последние два имени, по-видимому, происходят от греческих слов "pathumeo" - "пребывать в праздности" и "itamos" - "торопливый", "опрометчивый"). Маг угрожает духу именем Примематума, которому покоряются все сонмы небесные,
и обещает проклясть духа и ввергнуть его в бездну, в озеро вечного огня, в озеро серное и огненное, где он останется до трубы Страшного Суда.
"Заклинаю тебя явиться священными именами Адонаи, Саваоф, Амиорам. Явись - тебе велит Адонаи".
Обычно на такое приказание духи все же откликаются. Когда дух явится, приветствовать его следует вежливо, но твердо. Маг все время должен стоять лицом к духу и ни в коем случае не терять бдительности. Дух может проявить упрямство и коварство; он может отказаться исполнять повеления мага; может
лгать или пытаться выманить заклинателя из круга. Чтобы удержать власть над ним, магу придется сосредоточить всю свою силу воли; ассистенты мага не должны беседовать с духом, дабы случайно не пресечь поток энергии, исходящей от заклинателя. Но иногда дух может оказаться особенно упрямым и
не появиться даже после того, как трижды будут прочтены все три заклинания. В таком случае магу рекомендуется произнести "Проклятие цепей":
"О дух N., коварный и непокорный, не подчинившийся моим приказам и не покорившийся славным и непостижимым Именам истинного Бога, Творца всего сущего! Ныне, если не явишься в треугольнике перед этим кругом и не исполнишь мою волю, неодолимою силою сих Имен ввергаю тебя в глубины
Бездонной Бездны, где будешь пребывать в огне неугасимом и сере, пока не наступит День Гнева. Явись в сей же миг и с миром предо мною во имя Адонаи, Саваофа, Адонаи, Амиорама. Явись! Явись! Адонаи, Царь Царей, повелевает тебе".
Затем маг пишет имя духа и изображает его "печать" (магический символ) на листе пергамента. Этот пергамент он кладет в шкатулку из черного дерева вместе с серой и асафетидой (зловонным веществом, получаемым из высушенного сока корня растения Ferula asafoetida) или любым другим неприятно пахнущим веществом, какое окажется под рукой. Шкатулку следует перевязать железной проволокой. Таким образом, дух символически заключается в шкатулку - ибо туда помещены его имя и "печать", - а железная проволока мешает ему вырваться на свободу, поскольку против железа демоны бессильны. Маг подвешивает шкатулку на острие меча и держит ее над огнем, произнося следующие слова:
"Заклинаю тебя. Огонь, именем Того, кто сотворил тебя и все сущее в мире: жги, пытай и пожирай этого духа N. отныне и во веки веков".
Затем маг сообщает духу, что если тот немедленно не предстанет перед ним, то его имя и символ будут сожжены в шкатулке, а прах будет зарыт в землю.
Если и после этого дух не приходит, маг говорит:
"О дух N.! Так как ты по-прежнему проявляешь непокорство и не являешься, ныне именем и силою Всемогущего и Вечного Господа Бога, Повелителя воинств небесных Иеговы Тетраграмматона, Единого Творца небес, земли и ада и всего сущего в них, верховного Владыки всех вещей зримых и незримых, проклинаю тебя и лишаю тебя всех твоих чинов, владений и силы. Повергаю тебя в глубины Бездонной Бездны, где будешь пребывать ты вплоть до Судного Дня в озере серном и огненном, уготованном духам мятежным. Да проклянет тебя весь сонм небесный. Да обрекут тебя Солнце, Луна, Звезды и Свет небесных
воинств на огонь неугасимый, на муку невыразимую.
Как имя и печать твои, заключенные в сей шкатулке, задыхаясь от серы и зловония, сгорят в сем огне телесном, так во Имя Иеговы, силою и властью трех Имен Тетраграмматон, Анексексетон, Примематум да будешь ты ввергнут в озеро огненное, уготованное духам проклятым и осужденным, и останешься там, пока не наступит День Гнева, и не вспомнят тебя пред Ликом Господа, когда придет Он судить огнем живых и мертвых и весь мир сотворенный".С этими словами маг бросает шкатулку в огонь, и дух, неспособный устоять перед последней, самой страшной угрозой, обязательно явится в тот же миг.
Огонь следует немедленно погасить, а духа - ласково приветствовать,
воскурив ему приятное благовоние; однако при этом его нужно призвать к порядку, показав ему Пентаграмму Соломона и Печать Соломона.
Когда дух выслушает приказание мага или ответит на его вопросы, церемония завершается формулой отсылания демона. Это - чрезвычайно важная часть ритуала. Маг не может выйти из круга до тех пор, пока дух не уйдет, а дух не уйдет до тех пор, пока маг не прикажет ему удалиться. В "Лемегетоне" приводится следующая формула отсылания:
"О дух N., так как ты исполнил мои приказания, ныне позволяю тебе удалиться, не причинив вреда ни человеку, ни животному. Ступай, говорю тебе, но будь готов явиться снова, как только призову тебя в священном ритуале магии. Заклинаю тебя удалиться в мире, и да будет мир Господь между мною и тобою во веки веков. Аминь".
Если дух отказывается уйти, ситуация становится крайне опасной. Маг должен собрать всю свою волю, повторить формулу отсылания и бросить в огонь какое-нибудь зловонное вещество- Даже если дух так и не появился и церемония, по всей видимости, не удалась, произнести формулу отсылания все равно следует: дух может притаиться где-то за кругом, невидимый для мага.
Современным магам заклинания из старинных гримуаров представляются слишком грубыми и утомительными, хотя подчас и эффективными благодаря своей простоте и прямоте. Кроули утверждает, что сам он и другие известные ему маги успешно вызывали духов таким способом, но добавляет, что успешный результат достигался не столько благодаря церемонии, сколько несмотря на нее. Самый впечатляющий из ритуалов, разработанных самим Кроули, описан в "Книге Самех", где маг призывает "духа", который в действительности
представляет собой заключенную в самом заклинателе божественную силу.
Ритуал этот основан на греко-египетском магическом тексте, который особо ценили члены "Ордена Золотой Зари". В 1911 году Кроули несколько раз использовал этот текст для вызывания духов, а в 1921 году переработал его по просьбе своего ученика, Фрэнка Беннета (см. главу "Имена силы").
Следует провести обычную подготовку к церемонии, начертить круг и зажечь "благовоние Абрамелина - обладающую приятным запахом смесь мирры, корицы, оливкового масла и ароматного корня калгана. После этого маг произносит первую часть заклинания, в которой описывается сущность призываемого духа:
"Тебя призываю, о Нерожденный.
Тебя, сотворившего Землю и Небо.
Тебя, сотворившего Ночь и День.
Тебя, сотворившего тьму и Свет.
Ты - АСАР УН-НЕФЕР ("Я сам, ставший Совершенным"):
кого ни один человек никогда не видел. Ты - ИА-БЕШ ("Истина в Материи").
Ты - ИА-АПРОФРАШ ("Истина в Движении"). Ты отличил Верное от Неверного. Ты
сотворил Женщину и Мужчину. Ты сотворил Семена и Плод.
Ты сотворил Людей, дабы они любили друг друга и ненавидели друг друга..."
В первой строке оригинала дух был назван "безголовым" ("headless"). Кроули заменил этот эпитет на "Нерожденный" ("bornless"), обозначив тем самым вечность божества. В большинстве строк приведенного фрагмента идет речь о парах противоположностей, объединенных в Едином.
"Слушай же Меня, ибо Я - Ангел ПТА-АПО-ФРАШ-РА: таково Твое Истинное Имя, переданное пророкам ХЕМА".
Маг призывает духа, произнося его "истинное" имя. Пта - это древнеегипетский бог разума и мысли; иногда его называли творцом мира. Pa - древнеегипетский бог солнца. Хем - древнее название Египта. Истинные
имена духа и мага совпадают, потому что дух - это истинное "я" мага.
Далее маг обходит круг против часовой стрелки, обращаясь лицом последовательно к каждой из сторон света и призывая духа с помощью длинных перечней имен силы, в которых заключены его сущность и атрибуты. Ощутив в себе пульсацию мощного, яростного потока творческой энергии, маг создает четкий мысленный образ духа, как если бы тот стоял перед ним в зримом облике.
"Вот Повелитель Богов. Вот Повелитель Вселенной. Вот Он, кого страшатся Ветры.
Вот Он, Кто, сотворив Голос заповедью Своей, стал Повелителем всех Вещей; Царь, Правитель и Помощник".
В последней строке имеется в виду, что Бог сотворил мир посредством изреченного Слова, т. е. "голоса". Маг велит духу сделать так, чтобы ему покорились все духи тверди небесной и духи эфира, духи земли и земных недр, духи суши и вод, духи вихрей воздушных и духи бушующего огня, и всякие чары, и всякий Бич Божий. К этому моменту дух из глубин его собственного "я" уже должен явиться. Маг начинает нараспев читать еще один перечень имен силы; при этом со страстью, доходящей до экстаза, он отождествляет себя с духом. В момент кульминации ритуала маг мощным толчком высвобождает всю магическую силу, теряет всякое осознание своего обычного "я" и становится тем образом, который до сих пор только видел своим мысленным взором.
"Я - это Он! Нерожденный Дух! зрячий ступнями Я - это Он! Ненавидящий зло, творимое в Мире! Я - это Он, мечущий молнии и громы! Я - это Он, изливающий Ливень Жизни Земной! Я - это Он, чьи уста пламенеют вечно! Я - это Он, Порождающий и Являющий на Свет! Я - это Он, Благодать Миров!
"Сердце, опоясанное Змеей" - имя мое"'.
Солнце-Ра - это "сердце", а бог мудрости Пта - "Змей". Маг еще раз велит
духу, чтобы тот сделал покорными ему всех прочих духов, но на сей раз приказание произносится уже от имени вызванного духа - так, словно бы дух изъявляет собственную волю, овладев телом мага. Маг чувствует, что он полон яркого внутреннего света. Он слышит свой собственный голос как бы со стороны, издалека, и голос этот кажется ему чужим и незнакомым.
В 1911 году Кроули с помощью этого ритуала пытался призвать духа по имени Абульдиз, но не достиг удовлетворительных результатов. По-видимому, гораздо большего успеха он добился двумя годами ранее, когда пользовался стандартными методами, описанными в гримуарах.
В 1909 году Кроули и его друг и ученик Виктор Нойбург приехали в Алжир и отправились далее на юг, в пустыню, чтобы вызвать "могучего демона" по имени Хоронзон. Они начертили на песке магический круг и рядом- Треугольник Соломона в том виде, как он изображен в "Лемегетоне". В треугольнике они написали имя Хоронзона. Затем они принесли в жертву трех голубей (по одному у каждого угла треугольника), перерезав птицам горло и окропив кровью песок.
Кроули облачился в черный балахон с полностью закрывавшим голову капюшоном, в котором были оставлены только прорези для глаз. Затем онвошел в треугольник, чтобы демон овладел им. Некоторые оккультисты
утверждают, что в результате этого опрометчивого поступка Кроули остался
одержим демоном до конца своих дней. Нойбург остался в круге. Он призвал на защиту архангелов и небесное воинство и произнес заклинание из "Гримуара Гонория".
Кроули держал перед глазами топаз. В какой-то момент он увидел, что в глубинах камня появился демон. Демон выкрикивал слова, при звуке которых якобы должны распахиваться Врата Ада: "Зазас, Зазас, Насатанада, Зазас".
Он изрыгал угрозы и проклятья, бушевал и кичился своей силой, говоря при этом голосом Кроули и в его стиле: "Все живые существа - мои наложницы, и никто не смеет касаться их, кроме меня одного... От меня исходят проказа и оспа, чума и рак, холера и падучая". Нойбургу же почудилось, что в треугольнике находится не Кроули, а некая прекрасная женщина. Она говорила с ним .нежным голосом и бросала на него
призывные взгляды; однако Нойбург понял, что на самом деле это - демон, пытающийся выманить его из круга. Внезапно раздался громкий буйный хохот, и в треугольнике появился Хоронзон собственной персоной. Он осыпал Нойбурга льстивыми похвалами и попросил дозволения приблизиться, припасть к его ногам и принести клятву верности. Нойбург понял, что это - еще одна ловушка. Отчаявшись выманить его из круга, демон пытается сам проникнуть в круг! Разумеется, Нойбург отказал ему. Тогда Хоронзон предстал перед ним в облике обнаженного Кроули и жалобно попросил воды, чтобы утолить жажду.
Нойбург снова отказал демону и призвал его к повиновению, закляв именами Господа и пентаграммой. Однако Хоронзона это не усмирило, и тогда Нойбург, уже порядком перепугавшийся, пригрозил демону гневом Господним и адскими муками. Но Хоронзон торжественно ответил ему в велеречивой манере
Мефистофеля Марло: "Неужто думаешь ты, о глупец, что есть на свете такой гнев и такие муки, коими я не являюсь, и что есть на свете иной ад, кроме сего духа моего?"
Произнеся эти слова, демон разразился непристойными и кощунственными проклятиями. Нойбург лихорадочно записывал все слова Хоронзона; увидев, что заклинатель отвлекся, демон бросил горсть песка на границу круга. Круг разорвался. Демон накинулся на бедного Нойбурга, повалил его на землю и попытался впиться ему в горло когтями. Нойбург в отчаянии выкрикнул Имена Бога и ударил Хоронзона магическим кинжалом. Демон сдался и, извиваясь, уполз обратно в треугольник. Нойбург восстановил круг, а демон опять превратился в красавицу и еще раз попытался соблазнить заклинателя - но тщетно. В конце концов Хоронзон признал себя побежденным, но тут же исчез, поскольку энергия голубиной крови к тому моменту исчерпалась. Так завершился этот ритуал.
Кроули утверждал, что все это время он "стоял в стороне", не снимая балахона с капюшоном. По его словам, Хоронзон являлся в обликах женщины, мудреца, извивающейся змеи и самого Кроули. У этого демона не было постоянной формы, ибо он сам - творец форм. Он - "ужас тьмы, слепота ночи и глухота гадюки, сталь, лишенная вкуса, и стоячая вода, черное пламя ненависти и вымя склизкой Кошки; не единая вещь, но множество вещей"'.
Не вызывает сомнений, что процедуры ритуальной магии могут порождать галлюцинации. Готовясь к церемонии, маг либо постится и на длительное время отказывается от сна, либо прибегает к алкоголю, наркотикам и сексуальным излишествам. Он вдыхает ароматы, способные воздействовать на разум и чувства. Он исполняет таинственные обряды, затрагивающие самые глубинные, самые иррациональные слои его сознания. Более того, он убивает животное, наносит раны себе или другому человеку, а в некоторых случаях мастурбирует и испытывает оргазм; все это также сильно влияет на его психическое состояние. При этом он постоянно концентрируется на мысленном образе, который желает увидеть. Едва ли стоит удивляться, что в кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот образ!
Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего лишь галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены, оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности, независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны, он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И
разумно ли считать те вещи, которые мы воспринимаем в "нормальных" условиях, реальными, а те вещи, которые мы воспринимаем в "ненормальном" психическом состоянии, - нереальными? деть. Едва ли стоит удивляться, что в кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот образ! Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего лишь галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены, оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности, независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны, он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И разумно ли считать те вещи, которые мы воспринимаем в "нормальных" условиях, реальными, а те вещи, которые мы воспринимаем в "ненормальном" психическом состоянии, - нереальными?
по материалам Ричард Кавендиш. Черная магия.