• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Шумеро-Аккадская религия

Asy999

Модератор
Сообщения
4 634
Реакции
17 221
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
Пантеон Богов

пантеон.jpg

Генеалогия шумеро-аккадского пантеона богов

генеология.jpg



Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии (шумеров и аккадцев) видны остатки архаических представлений. В них, например, заметны пережитки тотемизма. Некоторые боги почитались в образе животных (собаки, быка), птиц, рыб. Однако в большинстве случаев боги Древней Месопотамии имеют человекообразный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного (например, рога на голове). Следует отметить также, что древние цари носят такие имена, как Ягненок, Скорпион и т. д., которые отражают воспоминания о тотемных предках.
В религии Месопотамии нашла свое отражение и смена матриархата патриархатом. В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль. Не случайно первобытная водная стихия мыслилась в виде богини Тиамат (у шумеров – Намму). Позднее, когда религиозные представления приводятся жрецами в систему и создается пантеон, большинство богов оказываются в нем мужскими, а богини хотя и участвуют в небесном совете, но играют в нем второстепенную роль.
В Месопотамии почиталось огромное количество божеств. Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу. Одни боги почитались по всей стране, другие были местными. Закономерности в природе (смена дня и ночи, времен года и т. д.), так же как основные перемены в хозяйственной жизни (появление земледелия и скотоводства, технические изобретения), объяснялись событиями из жизни богов.
Уже древние шумеры выработали сложную систему религиозной космогонии. Первичной стихией, по этой мифологической концепции, был водный хаос, первичный океан, имевший образ гигантской женщины. В недрах ее зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (у аккадцев – Ану), а плоское дискообразное основание мыслилось как богиня земли Ки. Оба божества были неразрывно связаны друг с другом. От этой божественной пары родился бог воздуха Энлиль. Когда он подрос, то ему стало тесно и он разрезал ножом первичную гору и навеки отделил небесного отца от матери – земли. С тех пор он стал править на земле и породил поколение богов.
Старшим сыном Энлиля и его жены, прекрасной богини Нинлиль, был лунный бог: у шумеров – Наннар, а аккадцы называли его Суэн или Син. Детьми лунного бога являлись – Солнце (у шумеров – Уту, у аккадцев – Шамаш.) и богиня планеты Венеры Инанна (аккадцы сопоставили ее со своей богиней Иштар). Она считалась также богиней земного плодородия и любви.
Таким образом, в шумерской религии Луна считалась старше Солнца (и других планет), поэтому шумеры объявили ночь первой половиной суток, которые у них начинались с наступлением темноты.
Когда главным центром Древней Месопотамии стал Вавилон, религиозный миф о мироздании был переработан. В центре его оказался бог – покровитель новой столицы – Мардук. Правда, вавилонские жрецы не могли отрицать, что он был гораздо моложе Ану, Энлиля и других богов, так как Вавилон появился позже других городов.
Однако они нашли хитроумный выход и решили обосновать право своего бога на верховенство особыми заслугами его перед другими месопотамскими богами. Богиня первобытного океана Тиамат изображена в вавилонской религии свирепым и хищным чудовищем. Она пытается уничтожить всех богов и богинь, возникших в ее недрах. Тогда те собираются на совет, чтобы изыскать пути спасения. Мардук оказался наиболее смелым и решительным. Он предложил вступить в единоборство с Тиамат, но за это потребовал, чтобы боги признали его верховным владыкой.
Боги устроили пир, а напившись вина, развеселились и безоговорочно приняли условия своего младшего собрата. Мардук вооружился и вступил в бой со страшным врагом.
Тиамат, увидев противника, раскрыла свою огромную пасть, но Мардук вогнал в нее семь ветров, которые стали раздирать внутренности богини. После этого юный бог без труда поразил обессилевшее чудовище и разрубил ее тело, подобно двум створкам раковины. Из верхней части он создал небо, а из нижней – землю. Затем сотворил все существующее.
www.gutenberg.org@files@24654@24654-h@images@illus_73.png
Бой Мардука с Тиамат

Все достижения людей в борьбе с природой, величайшие хозяйственные перевороты, такие, как выращивание растений, приручение животных, появление ремесел и т. д., жители Древней Месопотамии приписывали небесной воле.По шумерской религии, после сотворения мира образ жизни богов был скуден и непригляден. Они жевали траву, пили воду из канав, обходились без одежды. Наконец, по велению Энлиля и бога мудрости Энки бог Лахар создал овец и коз, а его сестра Ашнан опустила в землю первые зерна. Затем стали ткаться одежды.Однако обеспечить многочисленное семейство богов молоком, хлебом и одеждой было нелегко. У небесных тружеников и тружениц не хватало сил и времени. Понадобились рядовые работники, и только тогда бог Энки вылепил из глины первых людей, чтобы они обрабатывали землю, следили за овчарнями и снабжали своих небесных покровителей всем необходимым. Первоначально люди жили на райском острове Дильмун. Но Энки убоялся того, что они смогут превзойти богов по мудрости и силе, и убедил Энлиля положить конец золотому веку.
Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали другой цикл мифов, который должен был объяснить изменения в природе. Центральным моментом этого древнего месопотамского цикла оказывается чудесная история смерти и воскресения богини плодородия Инанны-Иштар.Иштар спускается в мрачный подземный мир, чтобы спасти своего супруга Таммуза (у шумеров — Думузи). Пока она находится там, подвергаясь страшным испытаниям из-за происков богини мёртвых, Эрешкигаль, на земле прекращается размножение людей и животных. Напуганные боги добиваются освобождения доброй богини, и обычная жизнь на земле возобновляется.Возвращением божества плодородия в религии Древней Месопотамии объяснялась смена зимы весной и прорастание погруженных в землю зерен из срезанного серпом (т. е. «убитого») колоса, что знаменовало торжество жизни над смертью.
Некоторые учёные считают, что этот древней месопотамский миф (наряду с подобными мифами других народов) послужил прообразом христианского учения о погибающем и затем воскресающем Иисусе Христе.И ветхозаветный миф о потопе, по всей видимости, заимствован из шумерской религии. В Древней Месопотамии нередки были наводнения в результате разливов рек. Они охватывали значительные пространства и казались тогдашним людям всемирными.В мифе потоп объясняется гневом богов. Недовольные непокорностью людей, они по предложению Энлиля насылают на землю ужасный ливень, и все человечество гибнет, кроме благочестивого Утнапиштима, который по совету бога Энки (у аккадцев – Эа) сооружает ковчег и спасается со своей семьей и слугами.
enki.jpg
Энки (Эа). В религии Древней Месопотамии — бог мудрости

Все достижения людей в борьбе с природой, величайшие хозяйственные перевороты, такие, как выращивание растений, приручение животных, появление ремесел и т. д., жители Древней Месопотамии приписывали небесной воле.
По шумерской религии, после сотворения мира образ жизни богов был скуден и непригляден. Они жевали траву, пили воду из канав, обходились без одежды. Наконец, по велению Энлиля и бога мудрости Энки бог Лахар создал овец и коз, а его сестра Ашнан опустила в землю первые зерна. Затем стали ткаться одежды.
Однако обеспечить многочисленное семейство богов молоком, хлебом и одеждой было нелегко. У небесных тружеников и тружениц не хватало сил и времени. Понадобились рядовые работники, и только тогда бог Энки вылепил из глины первых людей, чтобы они обрабатывали землю, следили за овчарнями и снабжали своих небесных покровителей всем необходимым. Первоначально люди жили на райском острове Дильмун. Но Энки убоялся того, что они смогут превзойти богов по мудрости и силе, и убедил Энлиля положить конец золотому веку.
Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали другой цикл мифов, который должен был объяснить изменения в природе. Центральным моментом этого древнего месопотамского цикла оказывается чудесная история смерти и воскресения богини плодородия Инанны-Иштар.
Иштар спускается в мрачный подземный мир, чтобы спасти своего супруга Таммуза (у шумеров — Думузи). Пока она находится там, подвергаясь страшным испытаниям из-за происков богини мёртвых, Эрешкигаль, на земле прекращается размножение людей и животных. Напуганные боги добиваются освобождения доброй богини, и обычная жизнь на земле возобновляется.Возвращением божества плодородия в религии Древней Месопотамии объяснялась смена зимы весной и прорастание погруженных в землю зерен из срезанного серпом (т. е. «убитого») колоса, что знаменовало торжество жизни над смертью.
Некоторые учёные считают, что этот древней месопотамский миф (наряду с подобными мифами других народов) послужил прообразом христианского учения о погибающем и затем воскресающем Иисусе Христе.И ветхозаветный миф о потопе, по всей видимости, заимствован из шумерской религии. В Древней Месопотамии нередки были наводнения в результате разливов рек. Они охватывали значительные пространства и казались тогдашним людям всемирными.
В мифе потоп объясняется гневом богов. Недовольные непокорностью людей, они по предложению Энлиля насылают на землю ужасный ливень, и все человечество гибнет, кроме благочестивого Утнапиштима, который по совету бога Энки (у аккадцев – Эа) сооружает ковчег и спасается со своей семьей и слугами.
Жители Древней Месопотамии совершали в честь богов своей религии жертвоприношения (особенно грандиозные в праздничные дни). Приношения верующих возлагались на жертвенник, стоявший внутри храмового двора, и затем значительная часть жертвенного мяса, хлебов и других продуктов поедалась жрецами и прихожанами. Человеческие жертвы уже в III тыс. до н. э. были заменены закланием ягнят. Во время религиозных праздников идолы выносились из храмов. Их несли в торжественной процессии или везли в роскошно украшенных ладьях по каналам. Молитвы сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.

Шумерский миф о сотворении мира
По верованиям древних шумеров, вначале все мировое пространство было заполнено водами великого океана. Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда, и многие тысячи тысяч лет не было ничего, кроме него.
В недрах этого великого океана таилась могучая богиня, праматерь всего сущего, Намму. Никто не знает, сколько прошло времени до того мгновения, когда возникла в чреве богини Намму гигантская гора, имевшая форму полушария. Основание этой горы было из мягкой глины, а вершина – из блестящего гибкого олова. На верхушке этой горы обитал древнейший из богов, праотец Ан, а внизу на плоском диске, плававшем в предвечном океане, лежала богиня Ки. Они были неразрывно соединены друг с другом, и никого не было между ними. Их матерью была богиня океана Намму, а отца у них не было.

Nammu3a.jpg
Намму

От брака Ана и Ки родился бог Энлиль. Его воздушные члены светились необычайным блеском, и от каждого его движения подымался бурный ветер, потрясавший вершину и основание всемирной горы.
Вслед за Энлилем у первой супружеской пары появлялись все новые и новые дети. Семь старших богов и богинь, самых мудрых и самых могучих, стали править всем миром и определять судьбы вселенной. Все сущее стало подвластно им, и они заранее предопределяли то, что должно свершиться в будущем. Без их воли сам Энлиль не решался распоряжаться стихиями и устанавливать мировой порядок. Он был самым старшим из детей Ана и Ки, самым уважаемым среди своих братьев и сестер, но всевластным себя не считал. Прежде чем определять пути будущего, он созывал на совет семерых мудрейших богов и богинь. Одного из них, стремительного и неукротимого бога огня Нуску, тело которого было наполнено неугасимым пламенем, Энлиль назначил своим главным помощником, божественным везиром, и поручал ему вершить дела, предрешенные в собрании семи старейших богов. Иногда в собрании участвовали пятьдесят великих богов и богинь. Они подавали советы верховной семерке, но решать судьбы мира не могли.

Самыми младшими в семье богов были ануннаки, названные так по имени своего отца Ана. Эти духи, порожденные богом Аном и спустившиеся на землю, подчинялись пятидесяти старшим богам. Они беспрекословно выполняли приказы великих богов, но самостоятельно распоряжаться не имели права. Семья богов все больше и больше разрасталась. Вслед за первым поколением появилось второе. Боги и богини росли, вступали в браки, у них рождались дети, и все тяжелее им становилось в тесных объятьях небесного отца Ана и матери-земли Ки. Они рвались на простор и просили помощи у своего старшего брата Энлиля, который рос не по дням, а по часам и становился все сильнее и неукротимее. И вот Энлиль решился на великое деяние. Медным ножом надрезал он края небосвода. Бог неба Ан со стоном оторвался от своей супруги, богини земли Ки. Великая мировая гора с треском раскололась. Плоский диск, на котором бежала богиня земли, остался на поверхности первобытного океана, омывавшего его края, а крыша мира – огромное оловянное полушарие – повисла в воздухе, и только мелкие кусочки, отколовшиеся кое-где от него, упали на землю, и люди до сих пор находят в горах ценнейшие обломки небесного металла. (Олово и свинец назывались у шумеров и аккадцев «аннаку» – от слова «ан», небо.)
Так разделилась первая супружеская пара. Небесный праотец и мать-земля были навеки разлучены друг с другом. Великий Ан остался жить на верхушке оловянного свода и никогда уже не спускался вниз к своей супруге. Хозяином на земле стал Энлиль. Он основал в самой середине земного диска город Ниппур и поселил там богов и богинь. Огромное пространство, которое образовалось между землей и небом, было предоставлено им. Носясь по безбрежным просторам вселенной, они подымались порой наверх к своему отцу Ану, затем возвращались в Ниппур.
Освобожденная Энлилем земля вздохнула. Тут и там поднялись высокие горы, и с их склонов потекли бурные потоки. Орошенная почва произвела травы и деревья. Семья богов увеличивалась и под руководством Энлиля наводила порядок на огромных просторах вселенной, а бог Ан безмолвно взирал сверху на своих детей и внуков.

Боги.
Когда-то давно, причем не просто давно, а невероятно давно, еще до начала времени не было ничего, только темнота вокруг .. И темнота та называлась Тиамат, она была кругом и везде. Так было до тех пор, пока не появился он — бог Мардук. Не спрашивайте меня, откуда он появился, откуда пришел и куда ведет его путь, как говорится: «Мардук его знает». Этот самый Мардук вооруженный луком и огромной палицей в компании четырех небесных ветров и семь бурь вступил в жестокий поединок с той барышней — богиней тьмы Тиамат. И как водится в различных сказках и мифах, добро имеет склонность побеждать зло, Мардук победил Тиамат, тело ее рассек на две части, с одной сделал небо, а с другой землю. Вот такая интересная древнемесопотамская легенда о сотворении мира, правда она чем-то перекликается с похожими легендами в других языческих верованиях?

9f604-marduk_p.gif

А это он, господин Мардук, самый главный среди многочисленных богов древней Месопотамии, так называемый «бог богов», ведь ему были подвластны не только люди, но и все другие боги, это именно ему посвящалась знаменитая Вавилонская башня, из-за которой мы якобы говорим на разных языках. Хотя, как по мне, легенда о вавилонской башне не столько реальная (хотя допускаю, что все-таки была какая-то башня), сколько символическая, ведь, порой, даже люди с одной языковой группы (а порой даже одной семьи) совершенно не понимают друг друга (и все равно говорят на украинском, русском, английском или еще каком-то языке), но Вавилонская башня — видимо тема для отдельной статьи, а мы вернемся к господину Мардуку и другим месопотамским богам. По вавилонским мифам одним из его главных творений, конечно, были мы — люди, которых он создал по своему образу и подобию (ничего не напоминает?).

И что самое интересное, халдеи (вавилонские жрецы) еще где-то в середине 1-го тысячелетия до н. э. все же сознались — на самом деле все многочисленные боги их пантеона только разнообразные воплощения господина Мардука, который был не просто одним из богов, а Богом (с большой буквы), тем самым Богом, которому служат и поклоняются люди во всех уголках мира, будь-то христиане, евреи, или мусульмане. А религия древней Месопотамии, (как и многие другие языческие верования) на первый взгляд хоть и казалась многобожной (для простого народа), но действительно была однобожной (но уже для посвященных жрецов). Между прочим, месопотамские жрецы зачастую были даже неграмотными, зато свои знания передавали друг другу исключительно в устной форме, а записывать стали уже в поздний период своего существования.

east071.jpg

Шамаш — еще один известный месопотамский бог, Шамаш — бог солнца, а солнечные боги у всех народов были очень уважаемые. Фактически Шамаш месопотамский коллега нашего славянского Ярило, египетского Ра, греческого Гелиоса и индийского Сурьи, работа у него хоть и монотонная, зато важна — каждый день светить нам своими теплыми лучиками.

enki (1).jpg

Энки — бог мирового океана, морей, рек, и вообще всякой воды и водной стихии, чем-то напоминает греческого Посейдона (или римского Нептуна), хотя в сонме многочисленных богов месопотамского пантеона господин Энки сыграл весьма важную роль, ведь сами понимаете, вода для месопотамцев имела немаловажное значение, а ритм тамошней жизни во многом подстраивался под ритмы крупных рек Междуречья — Тигра и Евфрата, от их разливов во многом зависел урожай, и вообще благоустройство древне месопотамских жителей. Поэтому бог Энки, патрон водной стихии у месопотамцев еще отождествлялся с богом мудрости и процветания, ему приписывают изобретение садоводства, огородничества, земледелия и заодно всевозможных огородно-земледельческих орудий, там плуга, лопаты. А поскольку Энки все же водяной бог, то иногда его и изображали как какую-то русалку, с телом человека и хвостом рыбы вместо ног. Похожий бог был очень уважаемый у древних финикийцев (они, едва ли не первые мореплаватели, фактически жившие с моря), и назывался Дагон. Вот только недавно благодаря богатому воображению английского писателя Говарда Лавкрафта Дагон, получеловек-полурыба превратился в одного из злых персонажей его книг ужасов.


no21__85.jpg

Ану — бог неба и воздушной стихии, пожалуй, если бы у древних месопотамцев уже были самолеты, то господин Ану был бы покровителем всех месопотамских летчиков. Но, согласитесь, на нашем языке название этого бога звучит несколько смешно, «Ану давай сюда молиться Ану, «Ану», — сказал Ану». На самом деле бог Ану был не простым себе парнем, у месопотамцев он воплощал идею власти и считался покровителем всевозможных правителей, шефов и начальников. (Видимо название этого бога — покровителя древнемесопотамских начальников мотивировала его подчиненных работать: «Ану работайте, а то Ану за всем с неба смотрит, ану».)
Более того, именно Энлилю приписывают попытку уничтожить человечество мировым потопом, однако один мудрый человек по имени Ут-Напиштим как-то узнал об этом замысле и построил ковчег. Да, у древних месопотамцев так же был миф о всемирном потопе, а некто Ут-Напиштим и известный всем из Библии Ной фактически один и тот же человек.
Энлиль — тоже весьма непростой бог, сын бога Ану и богини земли Ки, в месопотамской мифологии в отличии от других богов изображен весьма злым и хитрым. С одной стороны он якобы приучил людей к культуре, но с другой стороны, когда у него плохое настроение он любит насылать на землю всевозможные ураганы, смерчи и катаклизмы.
 
Последнее редактирование:
Asy999 Благодарю покорно за большое количество информации по Шумерам на форуме, очень выручили ☀️👐🏻
 
Назад
Сверху Снизу