Слизерина
Активный участник
- Сообщения
- 1 128
- Реакции
- 1 265
- Баллы
- 157
- Автор темы
- #1
Снеговик. Мифический персонаж. Происхождение.
Снеговик – отец Снегурочки, сын языческих божеств: Деда Мороза и Вьюги-Метелицы.
Снеговиков начали лепить на Руси еще с языческих времен, поклоняясь им как духам зимы. К снеговикам, как и к Морозу, относились уважительно и просили помочь уменьшить длительность лютых холодов.
Со снежными бабами история особая.Народам Европы не знакомо понятие снежной бабы. Для европейцев снеговик существо только мужского пола, никаких снегурочек и снежных баб у них не было и нет. На Руси же верили, будто воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, метелями, снегами, вьюгами, то в их честь язычники устраивали торжественные ритуалы. Чтобы умилостивить небесных обитательниц, они и лепили снежных баб, как бы возвеличивая небесных нимф на земле.
По другой версии лепить снежных баб стали потому, что в день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу. Для этого крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило. А чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу , изображавшую зиму, водили вокруг нее хороводы, напевая:
Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба , нос крючком,
Получай снега ком! —
и разбивали ее снежками.
В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. Чаще всего она представлялась дородной, величественной. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. Позднее она представлялась в сказках то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. С тех времен берут свое начало следующие выражения «матушка-зима» и «мороз-батюшка». В некоторых областях даже зимний месяц январь называли «снеговиком».
У русских народов снеговики ранее ассоциировались с ангелами, сошедшими с небес, потому что снег воспринимался людьми даром неба. Этих ангелов можно было просить о самом заветном, они обязательно исполняли желания людей, передавали просьбы Богу. Из выпавшего снега лепились маленькие снеговики и люди шептали им в уши свои просьбы. Как только снежная фигура таяла, желание должно было исполниться.
Снеговиков раньше лепили возле домов. Они были воплощением сказочных хозяев двора, их богато украшали игрушками,
гирляндами, домашней утварью и укутывали в шарф, в руки вручали ветвистую метлу. Все детали одеяния снеговика имеют мистический характер. Так, нос в виде морковки прикреплялся снеговику, чтобы умилостивить духов, которые посылают урожай и плодородие. Перевернутое ведро, расположенное на голове символизировало достаток в домах и семьях.
И сегодня лепка веселых улыбающихся снеговиков – одна из любимых детских зимных забав. Но даже со временем его образ ничуть не изменился, разве что нет ведра на голове и морковку иногда заменяют еловой шишкой, а вместо метлы в руки ему вставляют какую-нибудь палку или ветку.
Снеговик – отец Снегурочки, сын языческих божеств: Деда Мороза и Вьюги-Метелицы.
Снеговиков начали лепить на Руси еще с языческих времен, поклоняясь им как духам зимы. К снеговикам, как и к Морозу, относились уважительно и просили помочь уменьшить длительность лютых холодов.
Со снежными бабами история особая.Народам Европы не знакомо понятие снежной бабы. Для европейцев снеговик существо только мужского пола, никаких снегурочек и снежных баб у них не было и нет. На Руси же верили, будто воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, метелями, снегами, вьюгами, то в их честь язычники устраивали торжественные ритуалы. Чтобы умилостивить небесных обитательниц, они и лепили снежных баб, как бы возвеличивая небесных нимф на земле.
По другой версии лепить снежных баб стали потому, что в день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу. Для этого крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило. А чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу , изображавшую зиму, водили вокруг нее хороводы, напевая:
Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба , нос крючком,
Получай снега ком! —
и разбивали ее снежками.
В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. Чаще всего она представлялась дородной, величественной. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. Позднее она представлялась в сказках то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. С тех времен берут свое начало следующие выражения «матушка-зима» и «мороз-батюшка». В некоторых областях даже зимний месяц январь называли «снеговиком».
У русских народов снеговики ранее ассоциировались с ангелами, сошедшими с небес, потому что снег воспринимался людьми даром неба. Этих ангелов можно было просить о самом заветном, они обязательно исполняли желания людей, передавали просьбы Богу. Из выпавшего снега лепились маленькие снеговики и люди шептали им в уши свои просьбы. Как только снежная фигура таяла, желание должно было исполниться.
Снеговиков раньше лепили возле домов. Они были воплощением сказочных хозяев двора, их богато украшали игрушками,
гирляндами, домашней утварью и укутывали в шарф, в руки вручали ветвистую метлу. Все детали одеяния снеговика имеют мистический характер. Так, нос в виде морковки прикреплялся снеговику, чтобы умилостивить духов, которые посылают урожай и плодородие. Перевернутое ведро, расположенное на голове символизировало достаток в домах и семьях.
И сегодня лепка веселых улыбающихся снеговиков – одна из любимых детских зимных забав. Но даже со временем его образ ничуть не изменился, разве что нет ведра на голове и морковку иногда заменяют еловой шишкой, а вместо метлы в руки ему вставляют какую-нибудь палку или ветку.