• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Былички.

Asy999

Модератор
Сообщения
4 634
Реакции
17 223
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
Былички - народные рассказы о нечистой силе,леших, русалках и домовых.

Летуны
Я видела два раза огненные снопы — летунов. Однажды вечером на гулянье за поселком, когда еще молодой девчонкой была, мы плясали под гармонь, и вдруг один парень как закричит: «Смотрите! Смотрите! Что летит!» ,Все взглянули на небо и увидели горящий сноп. Он летел к нашему поселку и рассыпался, разбрасывая искры. Люди говорят, что летуны знают, куда им надо лететь.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова. М. А. Арташина, М. В. Белоус.

Дикой
Первый год войны был. А мне ехать надо было в другую деревню.Михаил Иванович покойный дал мне лошадь. А Павел Васильевич говорит:— Езжай осторожней, в Луговке Млит Дикой часто ходит!Ну, поехал я. Лошадь хорошая была, кликали ее Милка. Ходко она ехала. Доехали мы до места, и вспомнила я, что тут Млит. Как лошадь мост пробежала, пересекла, так на дыбы и встала и ноздрями дышит. И скачками, скачками в левую сторону пошла. Сани снегу полны, а дороги нет. Ходила - ходила — нет дороги. Давай Иисусу молитву читать!Тут поглядела я — вижу — мужчина. Так высок и шапка клином. Как страшен! Это Дикой и был. Опять стала молитву читать. И исчез. И дорога передо мной оказалась.Только кобыла пропала. Ну, я домой пошла. Подхожу к деревне, а лошадь в ограде стоит. Как туда попала, не знаю. А еще год назад я так же в лесу заблудилась. Дикой у меня дорогу украл—негодный кошкодер.
Зап. от Елизаветы Ивановны Банниковой (1910 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.

Диконькой
Как от Тананкн па Пиштань идти, там есть место в тайге, где Диконькой появляется. Он большой, в острой шапке. Людей пугает,лошадей. Если кого не любит, так в лесу запутает, с дороги собьет.
Зап. от Зои Ильиничны Подоплеловой (1912—1989) в д. Танайка Шарангского района в 1986 г. Н. В. Морохин

Екшук
Давно дело было. Пошли мы с подружками по бруснику. Костер на тропинке разожгли, а он никак не разжигается. Старые люди говорили:Екшук здесь ходит. Если костер и разожжется, то ветер его все равно разметет. С Екшуком медлить нельзя — надо уходить.Сейчас-то этого ничего нет. А раньше был мужик—так он понимал это дело — колдовство. Встречался ему Екшук, так борются они. Если крест носили, так крест сорвет — сильный, И заблудиться можно было из-за Екшука. У меня хозяин в лес поехал, а лошадь не везет. Тогда лошадь перепрягают, хомут задом наперед одевают. У нас тоже раз ездили,ездили — все дрова вываливали. Не едет лошадь и все, не смогает везти.Потом перекрестились. А Екшук за-хлопал в ладоши и говорит:— А,— говорит,— догадались!Это, говорят, было давно. Теперь этого нет.
Я девчонкой еще была. Летом мы хлеб молотили, а иной раз уходили со своей полосы за малиной. Вот раз я пошла за малиной на эту полосу.Сестру звала, а та не хочет. Я обиделась на нее. И по всякому ее ругаю— чертовкой, сатаной. Собираю малину. И вдруг подул ветер какой-то холодный. И я уже в ельнике в темном. «Ой, господи!— думаю.—Что же я делаю? Как же я сестру-то поругала! Что же теперь?»Это меня Ексюк проучил: он услышал. Тюньга — речка там была. Как пройти, не видно, куда иду, не пойму. Давай бога просить: что же это я как Маруську поругала, согрешила. И вдруг выхожу на дорогу большую.Что за дорога, не знаю. Но дяденька идет. Я ему говорю: «Заблудиласья. Куда мне идти?» Он объяснил, что это в Изъянку дорога. Идет со мной. Так и до дому дошла.
Зап. от Марии Яковлевны Малышевой (1915 г. р.) в с. Черномуж Шарангского района в 1991 г. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, Л. В. Калинина, Н. В. Слепнева.

Килемарская дорога
Раньше мама за покупками ходила, в Шарангу. Это очень далеко через тайгу, через Килемары, через Роженцово — километров пятьдесят. Вот она
ушла один раз в Шарангу, а Леший решил меня заманить. Из лесу какая-то старушка незнакомая вышла и говорит мне:
— Мать тебе велит себя на лошади встретить — покупок много.Мне было двенадцать лет. Запрягать я еще не умела. Кто-то мне запряг лошадь, вожжи дал — и поезжай. В лесу у меня лошадь остановилась. А ночь. И Они где - то идут и разговаривают. Далеко слышно и непонятно, на каком языке. Я подумала — это мать идет, может,с кем.

Кугу Енг - огромный человек
Ночью зимой в Кувербовской келемети такое делается! Обходишь ее подальше, как со станции идешь. Раз посмотришь — костер горит, а возле него фигуры большие колышутся. Или огоньки маленькие, по келемети летают. А утром там по свежему снегу видали очень большие следы босых ног. Это Кугу Енг приходит к костру.
Зап. от отказавшейся себя назвать женщины в д. Куверба Тоншаевского района в 1992 г. А. В. Харлов.

— Эви!— по-марийски кричу. И чувствую — это Они. Волосы у меня поднимаются, по телу мороз! Я же знаю, рассказывают — лошадь выпрягут,сани забросят на елку. Лошадь стронуть хочу — лошадь не идет. Господи Иисусе! Помоги! аминь! Аминь! Упряжь крещу, сани, лошадь. Господи,помоги! А Они лошадь разворачивают, насели на нее, ездить по ней принялись. Их не видно, лошадь ни с места, а они на ней едут,изматывают ее. Но, видно, помогла крестная сила — к утру отпустили они нас.А мать другой дорогой шла, она меня не звала — дома уж она была.
Зап. от А. Ф. Лапшиной в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990 г. О. В. Жуковская, С. Ю. Камерилова. Н. В. Морохин, А. В. Харлов.

Лесной человек
Вот произошел случай тут с женщиной. В чем-то она провинилась перед ним, что-то в лесу, наверно, не то делала, не то говорила.Пошла в лес по грибы с корзиной. А в лесах ее ждал человек. Он ее подманил к себе, посадил на спину и понес в лес. Ее очень долго искали. Сутки ее нет, вторые нет, после стали молиться за нее. После этого, видимо, он ее со спины ссадил и наказал ей не говорить, где была, не сказывать никому. Люди ее видали, как она выходила к мельнице. Вся одежда была рваная, оборванная.Она долго не говорила, что с ней было. Потом сказала все. И после этого прожила недолго — померла.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.

Млит
Мой отец лесовщик. Один раз они поехали с бригадой в лес, и у них там мужик пропал. Они его стали искать. Но в этот день не нашли.Только как в двух церквях молебен отслужили, нашли его на пне за тридцать километров от того места, где были с бригадой. Когда егоспросили, что с ним было, он рассказал:
— Где я только не был, где я только не был, и кормили хорошо. Даже ноги не мочил, хотя через реки и болота шел. Это меня Млит на спине таскал. Все мне показывал.Правда, после этого случая он скоро умер.Я своими глазами Млита видела. Как-то два года назад пошла в Ширту к сестре. Было это вечером. Иду-иду, и вдруг дорогу потеряла.Испугалась, стала молитву читать. Когда читала и увидела Млита. Он мне бородатым показался. Я молитву дочитала и дорогу нашла. А слыхала я, что Млит далеко уносит и уводит.
Зап. от Пелагеи Петровны Веселовой (1917 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.

Не показывай пальцем на Луну
Раньше одна девушка вышла было за водой и сказала другой девушке: «Вот и Луна показалась!» Другая ей сказала: «Не показывай пальцем: Луна может притянуть к себе».А Луна это видела и подняла эту девушку к себе.
Зап. от 3. Ф. Маяковой (1929 г. д.) в с. Бол. Селки Тоншаевского района и 1966 г. Ф. И. Айплатов.

Неведомая сила
Работал я как-то на лесоповале на реке Юронге. Летом лес сплавляли,а осенью пошел деньги за работу получать. А темнеет рано осенью-то. С деньгами боязно возвращать-ся лесом, но иду. Вдруг сзади — шум, звон.Оглянулся — тройка как барская, серая, в яблоках скачет. На облучке мужик, в повозке — две женщины. Смеются, шутят. Просил я их с собой взять, подвезти, но не взяли. Говорят — только до Кузьменок едут. Когда я дошел до Кузьменок, опросил, пролетала ли здесь тройка такая.Но никто не видел. А потом я узнал — в тот самый вечер у одного мужика дочь задавилась. Это были черти-дьяволы — они за ней ехали.
Зап. от Якова Трофимовича Сергеева (1910 г. р.) в д. Нестерино Воскресенского района в 1990 г. О. Н. Ляпаева.

Нечистая сила
Рассказывают, черти являются к тем, кто тоскует. Виг к одной бабе мужик ходил, а он чертом оказался! Затаскал, затерзал однажды женщину
до смерти и исчез.А вот бывает, что домовые заводятся в избах. А хозяева даже неподозревают, что в доме он есть. А вот если часы тикают, а часов нет в доме, то это верно — домовой завелся.А в воде черти водяные живут. Они страшные — длинные волосы, длинная рубаха, и детей к себе домой заманивают.
Зап. от Веры Анисимовны Лопатиной (1923 г. р.) в д. Бол. Юронга Воскресенского района. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.

Нечистая сила(2)
Власть нечистой силы проявлялась и в некоторых поверьях о"чертятниках" (людях,, связанных с чертом), способных совершить порчу людей, награждая их болезнями, припад-ками, тоской – порчей, как называлось это обобщенно.Сами чертятники, а порой оборотни попадали иногда впросак.Существовало поверье, что в ясный безветренный день появление небольшого вихря. вроде карликового песчаного смерча, было проделкой чертятника. Бросив в центр этого вихря с соответствующей молитвой нож или вилку, можно было услышать стон или увидеть капли крови от пострадавшего чертятника, незримо находившегося в вихре.
Пожалуй, по количеству всех этих легенд, поверий Павлово не отставало от гоголевской Диканьки.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове

Оборотень
Вот одна рассказывала. Сын у нее оборотнем сделался. Превратиться мог в кого угодно: в зверя, в птицу, в волка, в зайца. Она раз пошла куда-то, а заней кошка бежит, бежит за ней. Так всю дорогу и обратно. Пришла, взяла ножницы, и остригла ухо кошке-то.На следующий день смотрит — сын не поднимается с кровати, захворал.Она посмотрела, а ухо у него нарушено.Так и сделался он у ней колдуном.
Они колдуны-то, говорят, умирать не могут. Силу и колдовство свое отдать должны. А умирают они, только когда охлупень снимают с крыши.
Зап. от Наталии Григорьевны Пуртовой (1930 г. р.) в д. Керганы Шарангского района в 1991 г. И. Г. Фирова.

Огненный сноп
В воину это было со мной, я еще мальчишкой был. Гуляли мы как-то вечером часов в одиннадцать. Направился домой. Смотрю — на дороге два огня движутся. «Ну, - думаю, кто-то фары зажег».Тут один огонь пошел прямо на меня. Я — бежать. Далеко убежал а он как огненный сноп — такой, огненным змеем у нас его зовут за полметра от меня повернул и в другую сторону пошел. Тут склад был деревянный.Так вот на склад. Я думаю: «Сейчас вспыхнет!»А он дальше пошел прямо на келеметище. Вот на горе у нас оно,Келемет — вроде — лешего, а это его место.Молодой тогда был, сейчас бы не побежал, остановил-ся. Говорят, змей на человека не пойдет, а дойдет до человека — рассыпется золотом.А куда второй огонь делся, я не видел.
Зап. от Егора Егоровича Архипова (1931 г. р.) в д. Ромачи Тоншаевского района в 1990 г. Т. В. Михайлова и Т. Е. Аксенова.

Огненный сноп(2)
Когда помрет муж или ребеночек, хозяйке кажется, что леший к ней летает. Прилетит как огненный сноп, как самолет, влетит в трубу дома.Вот к мужу моему второму жена покойница все ходила, ночью казалось приходила к нему. Ночью сплю и слышу, как он заматерился. Оказывается, Леконида к нему прилетела и снегу за шиворот положила. Муж схватил костыль и в нее кинул. С тех пор не появлялась. Я один случайсама видела. Отец у нас учителем был и приходил домой поздно. Мама скучала, в окно смотрела и мы-то смотрели. Мне было девять лет, брату—пять. Вот как раз соседа убили четыре года назад. Вдовушка осталась с одними детьми. Говорят—прилетал к тетке Дарье кто-то в образе мужа.Она боялась — никому не говорила. Вот вечером темненько было, смотрим в окно. Мама спрашивает: «Гера, видишь?»С северной стороны огненный сноп влетел в трубу. Перетянутый-то чисто сноп. И прямо в трубу. А уж как вылетел-то, не знаю.
Зап. от Ф. Я. Носковой в д. Пеньки Тоншаевского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Е. В. Зырянова.

О домовом
Случается, когда к женщине приходит домовой в образе человека. Это бывает, когда женщина тоскует по умерше-му мужу или ребенку. Домовой сначала заманит ее, потом высушит, тоску наведет, и женщина быстро умирает. Как только люди замечают эту женщину, что домовой ее посещает, они ее предостерегают от этого, молятся за нее. А сама женщина,чтобы уберечься от злых намерений домо-вого, когда ложится спать,натыкает иголок по краям кро-вати или положит с боков кровати детей.Домовой придет, уколется, затем хлопнет дверью — и только изба дрогнет.Домовой в подполье живет. Его никто не видел, живет невидимкой. Идет
бывало, когда спишь, и душить начина-ет. К плохому человеку холодным обернется, к хорошему — теплым. Спросит человек:
— К худу или к добру?
— К худу, к худу, к худу! — скажет.
Закрываю однажды двери на ночь — ворота, задвижки, защелки. Лежим в пологе, вдруг слышим громко так— «топ-топ» слышится во дворе. Потом шаги по лестнице... Гремят, падают замки. «Что за черт?»— думаю. И страшно, и интересно. Нюра за плечо трясет: «Что двери не закрыл?» —«Да закрыл!»—говорю. Встал, вышел в сени—никого нет и все запоры на месте. Вернулся. Опять — 'топ-топ!» Вот у двери завозился, вот защелка упала, дверь открылась... Вот по комнате уже ослышится «топ-топ».Боязно — не показываюсь.Пошуршал еще в доме и затих.
Зап. от Елены Даниловны Ивановой (1929 г. р.) в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.

О чертях
1.Раньше чертей много было. У нас в бане нельзя было мыться третьей партией. Там черти поджидают. У нас тетка пошла мыться третьей партией, так ее черти живьем сожгли.
2.Ночью трактористы боятся пахать. На многих полях ночью черти пашут.Их называют. Уди Каящ (Плохое Ви-дение), а чертями нельзя называть.Беду накличешь.
1. Зап. от Екатерины Афанасьевны Краевой (1973 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева, Л. В. Калинина и Н. М. Самхарадзе. 2. Зап. от Геннадия Михайловича Краева (1966 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Л

Порт Оза - хозяин дома
В каждом доме живет какой-то хозяин. Он не добрый, не злой, иногда помогает, иногда мешает, даже задушить может. Его называют Порт-Оза или Оза-Потя — так его на-зывали. Живет он под печкой. Когда спишь, он стучит, ходит, бегает.
Зап. в с. Бол. Ошкаты Тоншаевского района от В. В. Теркина в 1991 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов.

Почтальон и леший
Раз ночью шел почтальон через лес. Вдруг рядом человек появился и говорит:
— Давай, с тобой выпьем!
— Не хочу.
— Да по сто грамм всего!
— Ну давай!
Взял стопочку, перекрестился, а человек-то пропал.
Зап. от Е. А. Краевой в д. Ст. Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Л. В. Калинина.

Про лешего
Про лешего слышала. Живет у нас в деревне Лиза Бан-никова. Вот с ней и произошла страшная история. Летом собрались девчата за грибами,пошли. Разбрелись, кто куда. А Лизка отстала от нас и тем временем была на поляне. Вот тут-то ее леший у самой опушки и утащил.Она потом сама рассказывала. Как он отпустил ее, дол-го ходила, куда шла, сама не знала. Испугалась, потеряла корзину, искать ее стала.Даже через болото переходила. Леший ее крутил. А под вечер ей плохо стало. Говорила, сильно к земле ее давило. Ближе к ночи примостилась у дерева в лесу. Где потом была, она и не знала. Как рассвело, очнулась и стала искать дорогу. А как выходила из лесу, ее подобрал трактор,который проходил по дороге. После этого случая она долго болела.
Зап. от Е. Ф. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова, М. А. Арташина и М. В. Белоус.

Русалка на ветвях сидит
Еще с древности люди селились по берегам рек. Поэтому существует много легенд и преданий о жителях подводного царства. Вот, например,легенда о русалках.Люди сказывали, что летом, от Троицы до Петрова дня, русалки вылазят из воды на берег. Они странствуют по берегам рек в поисках женихов. В основном залазят на деревья, прячутся в листве и поджидают одиноких путников. Они останавливали их, завлекали красой своей, речами сладкими. А затем спускались с деревьев и защекачивали "любимого" до смерти, а потом уволакивали его в речку.Чтобы уберечься от русалочьих колдовских чар, мужики носили с собой пучки полыни, собранные в субботу накануне Троицы. В Троицкую неделю или, как ее называют в народе, Русалочью утопленницы выходят на берег и водят хороводы, купаются в реке, плещутся при луне, качаются на ветвях деревьев.Не знаю, правда, не знаю, нет ли, но так люди сказывают.
Записал от Быдреевской Ирины Ивановны, в г.Семенове в 2000 г. Игнатова

Суртан
Еще в 1924 году мой дед Кузьма Егорович Маяков рассказывал: Стояла огромная липа, потом она повалилась, сейчас от нее остался лишь пень.Люди приходили к этой липе и оставляли на специальной для этого тарелке деньги. Перед восходом солнца каждый раз старик Суртан с огромной бородой брал эту тарелку и тряс так, что вокруг слышался звон монет. Этот звон монет и тарелки доходил до нашей деревни. Все слышно было. Мы, маленькие еще, пугались. Суртан жил в этой самой липе. У него была тропка от этой липы до леса. Ходить по этой тропинке боялись. Даже лошади не ходили по этой тропе: пугались. Они вставали на задние ноги, так упирались. Даже близко подходить к этой тропинке боялись. Там мог ходить только Суртан. Он был марийским богом, вроде Иисуса Христа. Мой дед очень верил и ходил к этой липе. На моление можно было брать свою жену, а другим женщинам, детям ходить туда запрещалось. За это наказывали как следует.
Зап. от К. Д. Маякова (1912 г. р.) в с. Б. Селки Тоншаевского района в 1961 г. В. А. Акцорин.

Тайна дома № 25 по улице Шмидта
Многие истории были связаны с нахождением кладов (заветная мечта бедноты). Признаки нахождения кладов выражались появлением животных желтоватого цвета (сходство с цветом золота).Например, в доме №25 по улице Шмидта появлялась желтая курица, на чердаке этого дома. Время появления было временем суток между
полуночью и часами выхода солнца. Чаще всего такие явления наблюдались в летний период. Для взятия клада надо было знать определенный набор молитв и заклинаний вроде: "Аминь. Рассыпься". По произнесении нужных слов появившаяся фигура рассыпалась набором золотых монет. Однако за жизнь, прожитую мной и моими предками трех известных до меня поколений, ни перед кем появившиеся клады не рассыпались.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове

Ташман
Про лешего у нас рассказывали, что он водил по лесу людей и плутал.А являлся он в виде обычного мужика. Выйдет из-за дерева и идет навстречу. Кто в лес зашел, радуется — вот, дорогу покажут. Он и покажет, только не в ту сторону. Так и путались. И говорили — Лесной повел.Марийцы звали его «Ташман», Русские - «Некошной», «Дитятко».
Зап. от В. С. Ложкина в р. п. Тоншаево и 1990 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов

Тропка домового
Как-то я пошла в Кузнец в гости. Там мне одна жен-щина рассказывала.Болела как-то сваха Паша. И вот когда она спала, у печи начала кричать. Все кричит, а говорить не говорит. Потом проснулась, я спрашиваю:
— Сваха Паша, что с тобой сделалось?
— Душит меня кто-то, - говорит она,
Потом мне сказали, что это домовой — Пёрт-Оза давил ее оттого, что она легла на его домовую тропку.
Зап. от Татьяны Михайловны Сусло-вой (1909 г. р.) в д. Изъянка Воскресенского района в 1990 г. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.

Фетистовое чудо
Ездил татарин по деревням, сукно продавал. Дело это в тридцатых годах было. Заехал он в Большое Поле, В угловом доме у почты попросился переночевать. Утром встал - нет одного мотка. Он у хозяина спрашивает:
— Зачем взял? Отдавай! Если надо, по-хорошему могу тебе моток дать.Только красть не надо.- Хозяин — знать не знаю.— Ну, смотри, намаешься после,— сказал и уехал татарин.А в доме нечисто стало. Утром хозяева выходят — корова на овине стоит. Посуда со стола падает, бьется. Две дочки у хозяина было. Вот одну он любил, другуюто нет. То в хлеве с сеном на вертушку запрет, то на нее что уронит. А той, что любил, еще хуже приходилось: Он ее обнимал все.Уж хозяин попа пригласил — святить дом. Поп освятил.— Все,— говорит,— теперь не будет ничего! Хозяин рад, попу обед поставил. Первое съели, второе съели. Поп говорит:— Вот что творит святой истинный крест!А тут третье — чашка с овсяным киселем как поднимется. Да кисель-то прямо попу в бороду! Поп аж заматерился. И бежать.И так их целый год мучило.
А через год татарин этот тут снова появился. Приехал зимой на санях.Хозяева его увидели, побежали к нему, каяться стали.— Ладно,— говорит татарин,— учту. Из саней взял он тулуп. Пошел в дом,распахнул тулуп этот.— Ладно, погостил — поехали в другое место. Дотащил тулуп до санок,бросил его туда — они аж скрипнули — так тяжело. И уехал. А чудеса в Фестистовском доме на этом кончились.Вот что могу еще сказать. С тех пор в Большом Поле случая не было,чтобы кто-то что-либо украл. И замков не держат, и двери все настежь.Но ни у кого ничего не пропадало.
Зап. от Евгения Петровича Воронина (1957 г. р.) в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990г. Н. В. Морохин.


33431.jpg 8c0a590b450b851dde695ba388ay--kukly-i-igrushki-avtorskaya-kukla-leshij.jpg IMG_0674v1.png
 
  • Меценат
  • Автор темы
  • #2
Жених-черт
Ехали два мужика по лесу и немного заплутали.
Попадается им знакомый мужик из другого села и пригласил их в свое село на свадьбу. Сказал, что невеста из их села. Вот приехали, привязали коней. Зашли в дом. Гости сидят, невесту ждут. Мужики-то торопятся домой, а им говорят:
- Подождите, сейчас невесту уж привезут.
Вот привезли, заводят в хату, а эти двое её узнали - с их села, Гашка. Узнали и думают: "Чего же голова у нее так криво?"
Началась свадьба. Один из этих мужиков взял баян и стал играть. Умаялся, вытерся занавеской, и... все исчезло! Столы - не столы, а пни, и вся еда - конски говна. Это их черти возили.
Упали они на коней и до дому тикать! Приезжают, а им говорят:
- Гашка-то на току повесилась.
Это её черти запихали, чертям душу свою отдала. Таких раньше на кладбище не хоронили. Тот срок, что им дожить оставалось, они на чертей батрачили.

Теперь опеть таку басню слыхал.
Может, правильно, может, нет. Одна девушка, значит, тоже сидела и говорит:
- Ой, мне бы хоть какой жених попался, я бы за него пошла!
И через недолго появлятся жених.
- Пойдешь, говорит, за меня замуж? Вот я такой-то, такой-то...
- Пойду.
Но и пошла. А у нее брат, у ей, у этой сестры, и больше никого не было. Отца с матерью не было. Пошла. Вот идут. А раньше все "благословясь" было. Вот к одним пришли-это она потом рассказывала, - три невестки коров доят. Подоили. Эта вылиёт молоко, втора своё, потом третья. Он девке говорит:
- Вот видишь, эта не благословясь вылиёт. Пей!
Я, говорит, пила-пила, потом он стал пить. Выпили. Он говорит:
- Она не благословясь поставила, а те вишь перекрестили. Крест положили.
Теперь идут... Какой-то праздничек. Теперь идут люди с иконами. Оне их видят, а этих чертей-то не видать. Эту девку-то с этим... у её брата, у этой девки-то, фуражка упала.
- Ты, говорит, видишь, один твой брат нас увидел и с нами поздоровался. Вишь, нам поклонился. Ты его видишь?
- Вижу. - А он, брат, их не видит. С иконами шли. Раньше же с иконами часто ходили.
- Ковды будет свадьба?
- Да вот товды свадьба...
Там было гостей полно, на свадьбе. Теперь, когда к венцу-то пошли - раньше же венчались с попом, - к венцу-то пошли, а там, когда венцы-то надеют, то надо перекреститься. Но, она, теперича, когда к венцу-то подошли, ей венец подают в руки-то, она крест-то положила - и никого не стало, а перед ней петля! Вот она бы не перекрестилась, ей взамен венца-то бы петлю... Вот она потом рассказывала...
Это было где-то по нашей, по Газимуру. Это было раньше, это мы только пользуемся слухам, старинным.

Лапти для черта
Мама рассказывала. Тоже у нас там липа растет - нити плетут. Раньше в лаптях же ходили, бедно народ жил.
Ну и старик сидит и заплетает лапоть. И пришел сосед-старик и говорит:
- Ты кому это такой большой лапоть заплетаешь?
- Черту, - говорит.
Но и он засиделся до двенадцати. Двенадцать часов уж подходит время, ночью. Подъезжает на сивой лошади чёловек. Высокий, прямо вот под верхне стекло, и говорит:
- Ну-ка, дедушка, ты мне пообещал лапти сплести. Дак давай! - А он уж последний лапоть на пятку сганивает и концы эти обрезыват.
- Сейчас, говорит, готовый будет второй лапоть. Закончил, обрезал кончики-то, которы остались, связал парой и в окошко подал.
Тот забрал и поехал. Слыхать, как конь топает ногами-то. Вот. Это, говорит, сущая правда. Черт! Он его помянул…

Повитуха у черта
Мне тетка рассказывала моя. Она была бабка-повитуха. Лучше медиков знала. И вот приехали за ней. После этого приходит она и говорит:
- Я только с чертом еще не бабничала.
Вот приезжат ночью мужчина на коне. Привозит в дом, там женщина. Приняла бабка мальчика. Муж и говорит:
- Ну, давай отплачу, ты хорошо бабничаешь. - И насыпал ей в фартук золота. На коня - и через Чачу перевез.
И только он через реку-то перевез, на нее такой сон напал! А конь у него такой красивый, под седлом. Она легла и заснула. И заснула. Идет женщина по воду и говорит:
- Ты чё, Семениха, здесь?
- Да вот, говорит, я у кого-то ночью бабничала, он мне золота дал.
Развернула фартук, а там угли!

Гармонист играет чертям
И вот тоже один не умел играть на гармони. Купил гармонь, никак не может научиться. У них пустая изба была. Пошел, значит, в пустую избу часов в одиннадцать. И вот сидит играт... И приходят к нему парни и девки. И вот его научили играть. Он играет - едрит твою корень! - оне под его пляшут! А как двенадцать часов - так никого нету.
...И вот чё тако? Парень стал уходить играть. И вот, значит, стали за ним следить... И вот, значит, когда последний раз пошел играть, и кто-то пошел последить. А черти уже его задушили. ...Это все мне бабушка рассказывала.

Черт в образе мужа
Знаете, девчонки, сама в это не верю. Мне это моя бабка рассказывала.
Был у одной женщины муж. Потом умер он. То ли болел, то ли чё. Вдруг стал он к ней ночью приходить. Приходит и есть просит. Она его покормит, и он уходит. Потом уже она бояться стала. Рассказала все соседке. А та ворожейкой была и говорит:
- А ты урони вилку на пол, потом посмотришь, что будет.
Вот к этой опять вечером муж приходит. Она вроде нечаянно вилку уронила на пол, нагнулась её поднимать. Видит, у мужика её копыта и хвост. Только она это увидела, как тот заорет диким голосом - и исчез!
Так та женщина тоже вскоре померла.
Говорят, это черт...

Проклятая девушка
идут - ворожат же. Ну и вот, один парень, значит, говорит:
- Пойду я в баню эти камушки вот набирать и нести в прорубь. Спускать - тут что-то должно быть.
Это говорят:
- Ты, мол, не пойдешь.
Поспорили они там. Он:
- Почему? - И ночью пошел. Пошел в баню в двенадцать часов ночи.
Заходит в баню... Вот, говорят, когда заходишь в баню протянешь руку, и вот если в мохнатой рукавице возьмет - значит, богатая будет невеста (или там жених), а если просто голой рукой - значит, бедная.
Он, значит, заходит, а его хватает голая рука и говорит:
- Ты, гыт, на мне женишься?
Он, значит, боится, напугался: если не женится, значит, что-то с ним будет. Придется, значит, жениться. Он уже не знает, не видит, кто, вот рука только. Темно же, ничё не видать, только рука одна держит его:
- Женишься, говорит, на мне?
Он говорит:
- Женюсь.
- Ну, раз женишься, завтра вечером приходи. Ты пойди гыт, счас домой, матери скажи, отцу; мол, женюсь я. Не говори, на ком, потому что ты сам не знаешь. Говори, женюсь. Принесешь, гыт, к завтрашнему дню мне одежду полностью, ну, всю женскую одежду мне принесёшь.
Напугался. Она его отпустила, все. Он пришел домой. Молчит, ни с кем не разговаривает, печальный такой, ну, шуганный еще вдобавок. Приходит, значит, и говорит: - Тятя, мама, я, говорит, женюсь.
- На ком женишься? - Он молчит, ничё не говорит. Ну, что он скажет? - Сам не знает. А сам-то в мыслях думает: "Вдруг окажется какая-нибудь ведьма, старуха". Ну, всяко же может быть.
Ну, вот. Они, значит:
- Ну, женишься - женишься. - Переубеждать не стали. Хоть и по старинке, ну, видимо, таки родители попались, не стали его переубеждать. - Женись, ладно. На другой день с матери попросил:
- Давай мне платье, нижнее белье - все. - Взял, чтобы, значит, одеть-то полностью. Пришел туда, в баню. Опять в такое же время, ночью. В это же самое время пришел. Она ждет:
- Пришел, говорит, принес мне одежду?
- Принес.
Она одевается. Он еще не видит, как она оделась. Она была совершенно голая. Девушка. Он её ведет, видит очертанья, а лица сам не видит. Когда завел её в избу, она оказалась такой красавицей, вот писаная красавица.
Она говорит:
- Ты меня ничего не спрашивай. Я, гыт, тебе ничего не скажу, откуда взялась в этой бане. Ничего не скажу. Потом, говорит, ты с годами все узнаешь.
Прожили они несколько лет. Ну, детей не было, правда. Вот она начала скучать. Скучает, тоскует - жена-то. Ну, жили очень хорошо, в общем, богато жили. Он, значит, эту девушку, жену-то свою:
- Ну, что, говорит, с тобой случилось?
- Мне бы в гости съездить.
- К кому?
- Ну, гыт, к знакомым своим, к родственникам.
- Ну, хорошо, гыт, я тебя повезу.
Запрягли пару коней, поехали. Едут сутки, двое, трое.
Она:
- Езжай, езжай дальше. Вот, говорит, еще одно село будет там. Вот туда мы едем.
Уже темно. На улице ночь. Они подъезжают к селу к этому - и крайнее окошко. Свет горит.
- Вот, говорит, заверни, говорит, мы здесь переночуем.
Он заворачивает к этому дому, стучится. Оттуда старческий голос, старуха говорит:
- Кто там? Они:
- Откройте, бабуся, переночевать.
- Зачем вы мне тут со своей переночевкой. Мне и без того... Всю жизнь я тут маюсь. - Ну, открыла дверь, так они вошли. - Дите, говорит, с малых лет не растет. Лежит целыми сутками и ревет. Все силы, говорит, уже с им... Измучилась. И не знаю, чё делать. А тут еще вы с гостями со своими.
Ну, она уже дошла до того... бабка, - худая! А ребенок не растет, все в зыбке качается и даже ни на минуту рот не закрывает: кричит и кричит, и плачет, плачет и плачет да заревывается еще! Вот она с ним прямо не знает, что делать. И кормит его, и все... Ладно. А эта жена-то его и говорит:
- Когда, гыт, я была маленькая и лежала вот в этой качалась, я заплакала, ись попросила, а ты послала меня к черту: "Пошла, гыт, ты к черту". Ну, она была еще молодая в те годы.
Вот это мать прокляла её, послала к черту, а черт это услышал, взял её и забрал, эту девочку. Забрал её и ростил до семнадцати лет, до совершеннолетия. Воспитывал. А вместо её, значит, положил полено. Это полено в ребенка, конечно, превратил. Положил это полено. ...И черт её ростил до восемнадцати лет. Вырастил и говорит:
- Ну, ты уже совершеннолетняя. Тебя, гыт, нужно замуж выдавать.
Он не черт был, а вот этот банник самый. Она в бане росла до восемнадцати лет, но только невидимая была. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, он её видимой сделал и говорит:
- Вот если придет, говорит, сюда парень молодой, если он откажется жениться на тебе, то ты вообще не выйдешь и будешь такая же невидимая. Никто тебя не увидит, и вообще ты будешь одна. Если, говорит, согласится он жениться, то будешь жить ты счастливо, богато.
А мать-то не верит, говорит:
- Врешь! - Не верит, что это её дочь-то. Она:
- Нет, говорит, я не вру. - Подходит и это полено, ну, ребёнка-то берет - и к окошку. А старуха-то закричала, напугалась. Она это полено-то, ребенка, берет и в окошко выбросила. Ребенок-то упал, закричал и в полено обугленное превратился.

В Новый год молоды парни собрались...
...Девки, заспорили кто пойдет в баню, принесет камень. Один парень пошел, подошел к каменке, хотел взять камень - а его цап за руки.
- Возьмешь замуж - отпущу, нет - задавлю.
Пришел домой парень, заболел. День, второй... на третий все рассказал матери. Мать дома все перекрестила и засветила. А она ночью приходит:
- Что? Засветила, закрестила? А я тебя все равно найду!
Ну, вот, отец поехал к попу. А поп говорит:
- Пущай он её заставит в церкви венчаться.
Пришел парень в баню, сказал ей про венчанье-то, а она:
- Ну и что?! Я венчана буду, жена твоя буду. Мне ни платья не надо, ниче не надо. А откуль ты высватал меня, оттуль и бери. Ты придешь в баню, там будет стол, на нем закуски, вино. Вы не пейте, не ешьте. А ты бери меня за руку и выводи.
Вот они пришли, открыли баню, а она, правда, сидит оболочена уже. А перед этим она ему сказала:
- Только не говори "Господи, благослови". Вывел её. Пара коней стоит, а она ему сказала:
- Поезжай, а я за тобой следом. - В церковь пришли, окрестили, поставили к венцу, обвенчались. Приехали, смотрят: красавица девка, статна така. Поп сказал, чтоб двенадцать обедней служили. Вот на масленку все молодые едут к теще на блины, а свекровка и говорит:
- Вот видишь чё, а вы куда поедете? В баню?
- А чё? И мы поедем, только далеко. У меня тоже отец и мать есть.
Собрались, поехали. День едут, второй едут, на третий заехали в деревню. Подъехали к одному дому, а в нем ребенок ревет. Она:
- Иди, просись ночевать, да и полечить ребеночка надо. Заехали, подошла она к зыбке-то, это невестка-то, посмеялась. А хозяйка-то ей:
- Девка, ты чё? Умеешь - дак лечи. - Попросила топор, берет из зыбки новое полено в тряпице. На пороге трижды рубанула его и говорит матери:
- Вот ты с кем водилась. Ты меня прокляла, а чертенок-то в зыбке остался.
 
Назад
Сверху Снизу