• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Зарождение интереса к астрологии у мусульман

Мирослава

Активный участник
Сообщения
785
Реакции
851
Баллы
297
Арабская астрология также часто именуется «исламской астрологией», поскольку до появления ислама она играла весьма скудную роль в жизни арабов – если вообще существовала. Древние арабы пользовались звёздами для определения своего местонахождения во время путешествий, но не связывали с ними какие бы то ни было предсказания.
В 622 году началось завоевание арабами восточного мира, приведшее к созданию Исламской империи, простиравшейся до самого Китая. Примерно к 625 году, благодаря завоевательной политике арабов под руководством Магомета, культуры греков, римлян, персов, евреев и индусов оказались объединены в одной империи. Так и случилось, что астрологическими центрами теперь стали Багдад, Каир и Дамаск (значительно позже, в X – XII столетиях, арабская астрология «перебралась» а Испанию, а затем – в Персию.

После окончания активных военных действий арабы поняли, что соседние государства обладают знаниями, которых нет у них. Они начали приглашать известных учёных в Багдад, где был основан знаменитый «Дом мудрости» для изучения философии и других наук, а также многочисленные центры, как государственные, так и частные, для перевода научной литературы на арабский. В 829 году под эгидой Калифа Аль-Мамуна была основана первая исламская обсерватория, в которой использовалась аппаратура, созданная по описаниям Птолемея и Гиппарха. Благодаря объединению западной числовой системы с индийской арабы добились высокой астрономической точности.
Можно смело утверждать, что без влияния эллинистической культуры, персов и индусов, никакой астрологии в арабской культуре не появилось бы. У запада арабы позаимствовали зодиак и семь планет, у индусов – систему лунных стоянок, а также перевели на свой язык все основные труды по астрологии того времени (способствовав, тем самым, их сохранению).
Как мы уже знаем, после падения Римской империи и закрытия императором Юстинианом философских школ в Афинах в 529 году нашей эры многие астрологи и слушатели перебрались на восток, в Персию, таким образом способствуя развитию науки предсказаний в исламо-арабском мире. Астрология достигла своего расцвета в Багдаде во времена Аббасидов, поскольку халифы в девятом веке благосклонно относились к движению, называемому «Мутазилах», провозглашающему первенство причины. Соответственно отношение исламистов к астрологии было куда более терпимым, нежели отношение христиан, вознамерившихся покончить со всеми языческими практиками. Считается, что даже в Коране есть дозволение пользоваться звёздами, которые Аллах дал человечеству. Кроме того, астрология весьма импонировала арабскому мышлению с его любовью к символизму и аллегориям.
Самый ранний дошедший до нас арабский гороскоп составлен на 18 августа 531 года н.э., день коронации очередного персидского правителя.

Арабская астрология в лицах
Один из первых арабских философов, до сих пор считающийся одним из самых влиятельных учёных Исламской империи, Аль-Кинди, аристократ по рождению, наставник и личный врач калифа Аль-Мамуна. Он возложил на себя задачу ознакомить с концепциями и языком эллинистической философии исламских мыслителей. Являясь одной из ведущих фигур в багдадском «Доме Мудрости», он пропагандировал учения Платона, Аристотеля, Эвклида и Птолемея. Аль-Кинди с симпатией относился к астрологии, использованию небес для определения хода событий на Земле. Одной из самых ценных работ Аль-Кинди по астрологии является «Де радиис» («О (небесных) лучах»), где он подводит философскую основу под разные виды магии, утверждая влияние небесных тел на происходящее на Земле. Кроме того, современные астрологи весьма обязаны Аль-Кинди за его исследования в метеорологической астрологии, которыми пользуются современные исследователи в этой области.
Яркой личностью в исламской астрологии первого тысячелетия стал Абу Машар (Альбумасар), один из активных участников «Дома мудрости» и последователь философии Платона. По легенде, Альбумассара вдохновил на занятия астрологией Аль-Кинди; тот имел обыкновение расспрашивать Аль-Кинди о его философских воззрениях, а затем втягивать его в долгие споры по этому поводу. Устав, Аль-Кинди рассказал ему про астрологию, которой тот немедленно увлёкся. Впоследствии он создал высоко оценённый труд «Большое введение в астрологию», а всего ему приписывается около 50-ти трактатов. В книге «Цветы астрологии» он разработал интересную версию мунданной астрологии, составляя ежегодные гороскопы на момент ингрессии Солнца в Овна и прослеживая, какие события происходили в мире в это время. К его же исследованиям относят если не изобретение арабских парсов, то, по крайней мере, внедрение и развитие их использования. Остались свидетельства его предсказаний, которые оказывались поразительно точными.
Аль-Фергани известен нашим современникам тем, что написал комментарии к «Альмагесту».
Ибн Юнус в Каире создал т.н. «Хакемитские таблицы», где были зафиксированы движения Солнца, Луны и планет, до сих пор считающиеся одним из величайших достижений исламской небесной науки.
«Прототипом» Клавдия Птолемея в восточном мире стал Абу Райхан Мухаммад ибн-Ахмад, более известный под прозвищем «Аль-Бируни» или «окраинщик», так как родился в пригороде современной Хивы. Он был человеком энциклопедических познаний, и, выучив санскрит, провёл 23 года в Индии, изучая, помимо всего прочего, тамошнюю астрологию. (Книга «Индия» станет самым его известным прижизненным изданием.) Он много написал об астрологии и мистицизме, в частности, классический труд «Книга инструкций по элементам искусства астрологии»; его книги содержат много полезной информации того времени по любым вопросам человеческого знания.
Из практиков самым ранним из известных нам астрологов был Навбахт Персиянин, придворный астролог калифа Аль-Мансура. Он был выбран главным в группе астрологов, ответственных за вычисление даты пере-основания Багдада, которое произошло, согласно рекомендации, 31 июля 762 года примерно в 2 часа дня (с асцендентом карты в Стрельце). Его дети, внуки и правнуки также были астрологами, включая астролога и библиотекаря Гаруна Аль-Рашида Абу Саля аль-Фадля ибн Набвахта. К сожалению, ни одна письменная работа членов этой почётной семьи не дожила до нашего времени.
Другой известный практик тоже являлся иностранцем – грек Феофил Эдесский, астролог при дворе калифа Аль-Махди, который предсказал смерть своего повелителя вскоре после собственной кончины (Феофил был пожилым человеком). Он известен тем, что написал чуть ли не единственную работу своего времени по военной астрологии.
Ещё один иностранный специалист – еврей из Басры по прозвищу «Машаллах», в переводе - «Что сотворил Господь»; настоящее имя этого астролога затерялось во мгле веков. Он написал не меньше двух дюжин трактатов по астрологии, которые пользовались известностью не только на Востоке, но и на Западе, в частности, о солярных возвращениях, взаимной рецессии и использовании астролябии. Его ученик, известный как «Албохали», также написал десять (если не больше) трактатов.
Специалистом по хорарной астрологии был ещё один еврей, известный как «Захель» (Саль ибн Бишр). Он выработал 16 основных принципов анализа хорарной карты, которые хорошо знакомы современным профессионалам. Его работы впоследствии цитировали Гвидо Бонатти, Ибн Эзра и Уильям Лилли.
Кроме того, в Багдаде работало большое количество индийских астрологов, также способствовавших расцвету астрологии в её «Золотой век», который обычно относят к 775 – 925 годам нашей эры.

Дальнейшая история арабской астрологии
Считается, что арабы довели до совершенства систему домов и разработали систему дирекций, что, при их математических способностях, позволило им стать довольно точными предсказателями. Они также активно занялись хорарной и элективной астрологией, а также мунданной астрологией, в которой большое внимание уделяли соединению Сатурна и Юпитера.
Хотя в Персии существовало достаточно влиятельное противодействие астрологии, объединявшее такие фигуры, как Авиценна, Аверроэс, ибн Хальдун и других известных учёных, яростной борьбы с наукой предсказаний не было.
Вторая волна развития исламской астрологии пришлась на Испанию X века, где мусульманская культура активно развивалась благодаря сотрудничеству с маврами, евреями и христианами. В Толедо, Севилье и Кордове были открыты обсерватории. Под руководством Альфонсо Десятого Кастильского в XIII веке для правки более ранних толедских таблиц были созданы Альфонсинские таблицы, ставшие европейским стандартом на ближайшие три столетия. Философ Аверроэс отстаивал право астрологии как геоцентрической науки использовать символические планетарные циклы.
Третий и последний период арабской астрологии связан с территорией Персии, где в середине XIII столетии Хулагу Хан, внук Чингис Хана, основал обсерваторию в Мараге и собрал там нескольких видных астрологов своего времени.
Мусульманские учёные не прославили себя столь крупным вкладом в астрологические знания, как, например, греки, но тщательно сохранили традиционные знания. Пожалуй, самым важным их вкладом в астрологию была разработка т.н. «арабских частей» или «парсов».
К пятнадцатому веку исламская астрология пошла на убыль, атаки религиозных и философских оппонентов значительно ослабили её позиции. Интересно то, что её упадок пришёлся на то время, когда переведённые на латынь исламские астрологические трактаты способствовали возрождению астрологии на западе после столетий забвения.
 
Последнее редактирование модератором:
Назад
Сверху Снизу