• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Абджад

Asy999

Модератор
Сообщения
4 639
Реакции
17 229
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
Абджад — мнемотехнический способ классификации букв арабского алфавита. Само слово абджад тождественно первой из восьми групп, получающихся вследствие такого рода деления. Известно три традиционные версии происхождения такой организации букв (причем все они касаются только первых шести групп) согласно первой из них звучание слов соответствует именам шести царей древности, по второй — именам джиннов, а третья отождествляет их с названиями дней недели.
111111111111111111.png
В соответствии с этим порядком каждой букве присваивается численное значение. Помимо этого, для идентификации того или иного знака алфавита используется сумма всех букв, составляющих название буквы (например, алиф может быть выражен с помощью чисел 1 и 111,
так как ﺍ + ﻝ + ی + ﻑ (алиф + лāм + йā + фā) = 1 + 30 + 10 + 80 = 111) — ал-джуммал ал-кабир (такой же метод применяется и в иврите и греческом).

Числовые значения четырех дополнительных персидских букв совпадают со значением их арабских прототипов.
2222222222222222.png
3333333333333.png
Численные значения букв обычно использовались:

— на астролябиях;
— при составлении хронограмм;
— в пагинации;
— в разнообразных процедурах, связанных с гаданием, и при изготовлении талисманов.

Для постижения внутреннего смысла явления или вещи, скрытого за словесной формой, слова или фразы (зачастую взятые из Корана или другого почитаемого текста) разделялись на буквы, которые играли роль ключа к слову и, претерпевая ряд модификаций, формировали в конечном счете новые слова, наделенные новыми смыслами, которые должны были открыть тайные значения исходного объекта. Таким же образом осуществлялись и попытки мистической экзегезы Корана. Это был один из путей приближения к Божественному разуму. Особая роль отводилась буквам, составляющим отдельные коранические āйаты и «прекрасные Божественные имена», а также семи буквам, не встречающимся в первой суре Корана (ﻑ ،ﻅ ،ﺵ ،ﺯ ،ﺥ ،ﺝ ،ﺙ / сā, джим, хā, зайн, шин, зā, фā). Также существовал и противоположный метод, основанный на комбинировании букв. Например, устанавливалась иерархия внутриразличных групп: буквы с числовыми значениями 2–20–200 (ﺭ – ک – ﺏ / бā–кāф–рā) играли подчиненную роль относительно группы со значениями 4–40–400 (ﺩ – ﻡ – ﺕ / дāл–мим–тā) и т. д

Численное значение каждой буквы по абджаду может быть заменено другим, полученным при сложении букв, составляющих одно из имен Аллаха, начинающееся на соответствующую букву. В результате объединения традиций иудейского и эллинистического происхождения с суфийскими теориями была создана исключительно сложная и запутанная система. Один из главных авторитетов в «науке о буквах» — ал-Буни — писал: «Не следует полагать, что тайна букв может быть постигнута с помощью логических рассуждений, этого можно достичь лишь путем озарения и благодаря Божественному вмешательству». Гадание с помощью букв всегда занимало привилегированное положение среди других техник гадания. Это объясняется особым отношением мусульман к букве как к важнейшему символу и ключевому инструменту передачи Божественной мудрости. Ведь Коран — «прямая речь» Бога, восходящая к «хранимой скрижали», небесному архетипу всех Писаний. Изображения коранических фрагментов — «картин Слова Божьего» — часто играли в мечети ту же функциональную роль, что и росписи христианских храмов, а каллиграфия стала основой художественной культуры ислама.
 
  • Меценат
  • Автор темы
  • #2
Описание разнообразных манипуляций, производимых над буквами с целью обретения заповедных знаний, не будет полным без упоминания термина джадвал. В магии под этим термином понимаются геометрические фигуры со вписанными в них знаками, обладающими чудодейственными свойствами. В качестве таких знаков могут выступать буквы, цифры, особые магические формулы, Божественные имена, имена ангелов и демонов, названия небесных тел и дней недели, а также выдержки из Корана (суры «Фāтиха» и «Йā’ Син», так называемый «тронный стих» (2:256), таинственные буквы, открывающие некоторые суры (фавāтих) и др.). При этом учитывались не только качества, изначально присущие самим знакам, но и особые свойства, сформированные различными их комбинациями. Такие фигуры использовались самыми разнообразными способами: бумагу, на которой они написаны, могли сжигать, вдыхая образовавшийся дым; написанное могли смывать водой, которую затем выпивали; или же они наносились на талисман, охранявший владельца. При изготовлении талисманов особенно часто использовали вышеописанную систему абджада. Так, внутри джадвал выделился особый класс фигур — магические квадраты, вафк или будух. Ниже приведен пример квадрата, составленного из букв, расположенных согласно абджаду. Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть одинакова, в данном случае она равна пятнадцати.
11111111111111.png
Жирным шрифтом выделены буквы, формирующие слово будух, их числовые значения соответствуют 2–4–6–8. При всей очевидности искусственного происхождения этого слова, ему приписывались самые разные значения. По одной из версий, Будух — это имя аравийского купца, приобретшего богатство благодаря своей набожности, по другой — это имя ангела или джинна, который следит за доставкой корреспонденции, поэтому с помощью магических квадратов запечатывают письма, полагаясь на его помощь (кроме того, буквы, составляющие его имя, пишутся на концах пятиконечной звезды, которая является символом этого ангела и используется в качестве талисмана). В арабском языке это слово превратилось в женское имя. Будух как в буквенном, так и в цифровом выражении использовался в качестве действенной магической формулы, написанной на амулетах (чаще всего на кольцах), для разнообразных целей: при чрезмерных менструальных кровотечениях (меноррагии), импотенции, болях в желудке, чтобы стать невидимым и т. д. Сура «Йā’ Син», вписанная в магический квадрат на закате, оберегает от всех болезней, диких зверей, опасностей, исходящих от огня и воды. Самым большим магическим квадратом считается на сегодняшний день квадрат, состоящий из 10 000 ячеек (100×100), в основу которого положено число 500 0505. Б. Доналдсон ссылается на рассказ дарвиша, который зарабатывал себе на жизнь составлением магических квадратов. На основе будуха он разработал шестнадцать других типов квадратов, которые и продавал людям, пораженным различными недугами. Пример кольца c магическим квадратом, хранящегося в Британском музее № 229, приведен У. Баджем. В нем используются числа 1, 8, 9, 18, сумма которых по вертикали, горизонтали и диагонали составляет 36. Были известны и более сложные системы. В численном виде записывались коранические цитаты или Божественные имена. Э. Доте приводит такой квадрат, который использовался в качестве средства, излечивающего бесплодие. Основой данного квадрата служит численное обозначение букв, составляющих одно из Божественных имен — ал-Мусаввир, которым декларируется формообразующее начало Бога. Их сумма равна 336, такое же число получается при сложении чисел всего квадрата по вертикали и горизонтали (У Доте «5» вместо «15» и «4» вместо «14», что дает значение «336» по обеим диагоналям, нарушая при этом вертикальную и горизонтальную систему. В нашем варианте числовые значения диагоналей равны «346». Либо в издании Доте опечатка, либо просто невозможно построить квадрат с таким числовым рядом, удовлетворяющий всем требованиям).
222222222222222222.png
Особый класс составляют так называемые «латинские квадраты», или вафк маджāзи. В таком квадрате каждый столбец и строка содержат одинаковый набор символов (букв, цифр или целых слов), порядок расположения которых не должен повторяться. «Латинские квадраты» часто составлялись из «таинственных букв», встречающихся в начале некоторых сур, Божественных имен, отдельных āйатов и т. д. Считалось, что они обладают мощной охранительной силой. В отдельный тип выделяют так называемый «квадрат стиха». Это квадрат со вписанным в него особым образом «тронным» āйатом (2:256). Он встречается на османских и каджарских талисманах.
 
Назад
Сверху Снизу