Asy999
Модератор
- Сообщения
- 4 691
- Реакции
- 17 540
- Баллы
- 499
- Меценат
- Автор темы
- #1
Абджад — мнемотехнический способ классификации букв арабского алфавита. Само слово абджад тождественно первой из восьми групп, получающихся вследствие такого рода деления. Известно три традиционные версии происхождения такой организации букв (причем все они касаются только первых шести групп) согласно первой из них звучание слов соответствует именам шести царей древности, по второй — именам джиннов, а третья отождествляет их с названиями дней недели.
В соответствии с этим порядком каждой букве присваивается численное значение. Помимо этого, для идентификации того или иного знака алфавита используется сумма всех букв, составляющих название буквы (например, алиф может быть выражен с помощью чисел 1 и 111,
так как ﺍ + ﻝ + ی + ﻑ (алиф + лāм + йā + фā) = 1 + 30 + 10 + 80 = 111) — ал-джуммал ал-кабир (такой же метод применяется и в иврите и греческом).
Числовые значения четырех дополнительных персидских букв совпадают со значением их арабских прототипов.
Численные значения букв обычно использовались:
— на астролябиях;
— при составлении хронограмм;
— в пагинации;
— в разнообразных процедурах, связанных с гаданием, и при изготовлении талисманов.
Для постижения внутреннего смысла явления или вещи, скрытого за словесной формой, слова или фразы (зачастую взятые из Корана или другого почитаемого текста) разделялись на буквы, которые играли роль ключа к слову и, претерпевая ряд модификаций, формировали в конечном счете новые слова, наделенные новыми смыслами, которые должны были открыть тайные значения исходного объекта. Таким же образом осуществлялись и попытки мистической экзегезы Корана. Это был один из путей приближения к Божественному разуму. Особая роль отводилась буквам, составляющим отдельные коранические āйаты и «прекрасные Божественные имена», а также семи буквам, не встречающимся в первой суре Корана (ﻑ ،ﻅ ،ﺵ ،ﺯ ،ﺥ ،ﺝ ،ﺙ / сā, джим, хā, зайн, шин, зā, фā). Также существовал и противоположный метод, основанный на комбинировании букв. Например, устанавливалась иерархия внутриразличных групп: буквы с числовыми значениями 2–20–200 (ﺭ – ک – ﺏ / бā–кāф–рā) играли подчиненную роль относительно группы со значениями 4–40–400 (ﺩ – ﻡ – ﺕ / дāл–мим–тā) и т. д
Численное значение каждой буквы по абджаду может быть заменено другим, полученным при сложении букв, составляющих одно из имен Аллаха, начинающееся на соответствующую букву. В результате объединения традиций иудейского и эллинистического происхождения с суфийскими теориями была создана исключительно сложная и запутанная система. Один из главных авторитетов в «науке о буквах» — ал-Буни — писал: «Не следует полагать, что тайна букв может быть постигнута с помощью логических рассуждений, этого можно достичь лишь путем озарения и благодаря Божественному вмешательству». Гадание с помощью букв всегда занимало привилегированное положение среди других техник гадания. Это объясняется особым отношением мусульман к букве как к важнейшему символу и ключевому инструменту передачи Божественной мудрости. Ведь Коран — «прямая речь» Бога, восходящая к «хранимой скрижали», небесному архетипу всех Писаний. Изображения коранических фрагментов — «картин Слова Божьего» — часто играли в мечети ту же функциональную роль, что и росписи христианских храмов, а каллиграфия стала основой художественной культуры ислама.
В соответствии с этим порядком каждой букве присваивается численное значение. Помимо этого, для идентификации того или иного знака алфавита используется сумма всех букв, составляющих название буквы (например, алиф может быть выражен с помощью чисел 1 и 111,
так как ﺍ + ﻝ + ی + ﻑ (алиф + лāм + йā + фā) = 1 + 30 + 10 + 80 = 111) — ал-джуммал ал-кабир (такой же метод применяется и в иврите и греческом).
Числовые значения четырех дополнительных персидских букв совпадают со значением их арабских прототипов.
Численные значения букв обычно использовались:
— на астролябиях;
— при составлении хронограмм;
— в пагинации;
— в разнообразных процедурах, связанных с гаданием, и при изготовлении талисманов.
Для постижения внутреннего смысла явления или вещи, скрытого за словесной формой, слова или фразы (зачастую взятые из Корана или другого почитаемого текста) разделялись на буквы, которые играли роль ключа к слову и, претерпевая ряд модификаций, формировали в конечном счете новые слова, наделенные новыми смыслами, которые должны были открыть тайные значения исходного объекта. Таким же образом осуществлялись и попытки мистической экзегезы Корана. Это был один из путей приближения к Божественному разуму. Особая роль отводилась буквам, составляющим отдельные коранические āйаты и «прекрасные Божественные имена», а также семи буквам, не встречающимся в первой суре Корана (ﻑ ،ﻅ ،ﺵ ،ﺯ ،ﺥ ،ﺝ ،ﺙ / сā, джим, хā, зайн, шин, зā, фā). Также существовал и противоположный метод, основанный на комбинировании букв. Например, устанавливалась иерархия внутриразличных групп: буквы с числовыми значениями 2–20–200 (ﺭ – ک – ﺏ / бā–кāф–рā) играли подчиненную роль относительно группы со значениями 4–40–400 (ﺩ – ﻡ – ﺕ / дāл–мим–тā) и т. д
Численное значение каждой буквы по абджаду может быть заменено другим, полученным при сложении букв, составляющих одно из имен Аллаха, начинающееся на соответствующую букву. В результате объединения традиций иудейского и эллинистического происхождения с суфийскими теориями была создана исключительно сложная и запутанная система. Один из главных авторитетов в «науке о буквах» — ал-Буни — писал: «Не следует полагать, что тайна букв может быть постигнута с помощью логических рассуждений, этого можно достичь лишь путем озарения и благодаря Божественному вмешательству». Гадание с помощью букв всегда занимало привилегированное положение среди других техник гадания. Это объясняется особым отношением мусульман к букве как к важнейшему символу и ключевому инструменту передачи Божественной мудрости. Ведь Коран — «прямая речь» Бога, восходящая к «хранимой скрижали», небесному архетипу всех Писаний. Изображения коранических фрагментов — «картин Слова Божьего» — часто играли в мечети ту же функциональную роль, что и росписи христианских храмов, а каллиграфия стала основой художественной культуры ислама.