• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Арабо-Мусульманская система Магии .Ономатомантия (‘илм ал-джафр, ‘илм ал-хуруф)

Asy999

Модератор
Сообщения
4 639
Реакции
17 229
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
Под термином «ономатомантия» в западной науке понимаются способы постижения тайного смысла букв, слов или имен в качестве элементов, составляющих текст. В арабо-мусульманской традиции изучение этих способов было предметом ‘илм ал-джафр — «науки о предсказании будущего» — и ее раз-дела ‘илм ал-ХурУф — «науки о буквах». В собрании восточных рукописей и документов ИВР РАН представлена интересная серия списков, связанных с теорией и практической реализацией группы взаимосвязанных аспектов «науки о сокровенном» (‘илм ал-гайб). Речь идет о постижении тайного смысла букв, слов или имен, гадании по именам людей и названиям предметов. В европейской науке эти магические практики получили название ономатомантия. В мире ислама этому соответствует комплекс «наук»: ‘илм ал-джафр и ‘илм ал-хуруф. Особое значение и популярность приобрели здесь и «тайные знания», связанные с именами Аллаха .

1.1. ‘Илм ал-джафр

В шиитской среде распространено убеждение, что члены семейства пророка (ахл ал-байт) и их прямые потомки (а’имма, ед. ч. — имāм), унаследовавшие власть, предопределенную Божественным установлением, обладают сокровенным знанием о написанном на скрижалях судьбы, что им одинаково явственны события минувшего и грядущего. Считается, что эта способность была передана ‘Али самим Мухаммадом. Поэтому неудивительно, что именно среди шиитов получили наибольшее распространение разнообразные техники гадания и предсказания будущего. Со временем термин джафр, который первоначально ассоциировался с сакральным знанием, передаваемым через ‘Али имāмам, стал обозначать гадание с целью узнать будущее. Этой цели могли служить как астрологические предсказания, так и предсказания, основанные на методах своего рода «практической каббалы» (‘илм ал-хуруф), которые подробно будут рассмотрены ниже. Для нас особенно важным представляется тот факт, что джафр, оперировавший методами мистического истолкования Корана, часто противопоставлялся шиитами традиционной суннитской экзегезе. Способность к интерпретации тайных смыслов Священного текста, которой был наделен ‘Али, составляла особую гордость шиитов и значительно поднимала в их глазах авторитет разнообразных техник джафра. ‘Али приписывается составление «Китāб ал-джафр» («Книги о джафре»), содержавшей разъяснения скрытых смыслов Корана. Неизвестно, существовала ли в действительности подобная книга, на сегодняшний день мы не располагаем ее текстом, однако в шиитской литературе присутствуют многочисленные ссылки на нее. Считается, что ‘Али передал свои знания о внутренней сущности Корана и событиях грядущего Джа‘фару ас-сāдику. Среди шиитов авторитетом именно этого человека освящаются разнообразные оккультные практики и мистические традиции Н. Лыкошин приводит перевод шиитского сочинения, посвященного ‘илм ал-джафр, представляющего собой главу из книги «Начало наук» («Матла‘ ал-‘улум»). В ней рассказывается о способах составления книги «Всеобъемлющий джафр» («Джафр-и джами‘»), состоящей из 28 тетрадей по 28 страниц, на каждой из которых написана таблица, состоящая из 784 ячеек (28×2 . Ячейки заполнялись буквами арабского алфавита в соответствии с особой системой в порядке абджада. Книга, состоящая из 784 страниц, должна была быть составлена за 1001 день, на протяжении которых следовало придерживаться определенных правил: находиться в уединении, не допускать к себе женщин, не слышать лая собак и рева ослов, все необходимые предметы (бумага, пища, чернила, одежда и т. д.) должны были быть приобретены на деньги, заработанные честным путем, и т. д. Существует множество способов истолкования значения букв в книге, в основе которых лежат система абджада и разнообразные арифметические манипуляции с цифровым обозначением букв. Результат составления этой книги «заключается в том, что она приводит к познанию, и если переписчик этой книги в точности исполнит все необходимые требования, то все необходимое и тайное в мире станет для него ясно и душа его просветится светом хакикāта и ма‘рифāта». «Если книга будет переписана до конца при соблюдении всех указанных выше условий, то польза от нее будет заметна для всего города, для всего материка, где она была написана. Нахождение этой книги в каком-либо доме обеспечит всем живущим в этом доме избавление от скоропостижной смерти и других несчастий и бедствий. Жители дома будут постоянно находиться под покровительством Бога и силою этой книги не будут испытывать какого-либо несчастья, а все будут постоянно счастливы и довольны. Никто злой или сердитый не причинит им зла и обиды, силою этой книги все живущие в доме освободятся от всех своих недостатков». Не удивительно, что такие заманчивые перспективы привлекали людей. Лыкошин рассказывает историю пожилого жителя Ташкента, сошедшего с ума и покончившего с собой в попытках составить подобную книгу.

1.2. ‘Илм ал-хуруф

«Наука о буквах» представляет собой один из разделов джафра. Она основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха (ал-асмā’ ал-хуснā и ангелов, образованных этими буквами. «Арабская каббала» пользуется тремя основными методами:

— гематрией (хисāб ал-джуммал), то есть способами оперирования числами, представленными буквами;

— применением особых свойств, исконно присущих буквам (‘илм ал-хавāсс);

— астрологическим методом (кирāнāт), который заключается в использовании особой связи между буквами и небесными телами при изготовлении талисманов.

Кроме того, буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином симийā’, который в более широком смысле имеет значение «знак», «символ», «помета». Ибн Араби ал Буни (732–784 / 1332–1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв», ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком, узком, значении симийā’ понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн ‘Араби, ал-Буни (ум. 622 / 1225), чей авторитет в области оккультных наук являлся в исламском мире непререкаемым, а также их последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало, претворяющее возможность в действительность) Божественных имен. Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах. В этом месте средневековая мусульманская мысль наиболее близко подходит к каббале, которая также учит, что наука о буквах тождественна науке о сути вещей и что с помощью букв был осуществлен акт творения, а человек, подобно Богу, в состоянии контролировать сферу материальных объектов, используя буквы. Каждая буква арабского алфавита наделена богатым символическим значением. Она может ассоциироваться с небесным телом, зодиакальным знаком, цветом, днем недели, определенной фазой луны. Эта система представлена в сочинениях Ибн ‘Араби, классифицировавшего всю Вселенную с помощью букв, и может быть отображена в виде сводной таблицы. Буквы в ней расположены в особом порядке, который позволяет совместить знаки зодиака с лунными фазами и планетарным циклом. Это значительно более изощренная система, чем родственная ей иудейская из «Книги Творения» («Сēфер Йěцирā»).
11111.png 2222222.png 33333333.png 4444444444.png
 
Последнее редактирование:
  • Меценат
  • Автор темы
  • #2
Еще таблицы.

1.(В основу таблицы легли следующие работы: Hulse D. А. Оp. cit.; Bakhtiar L. Sufi : Expressions of the Mystic Quest. N. Y., 1976; Burckhart Т.Оp. cit., а также рукопись B 839 из собрания ИВР РАН)
первая.png

2. Вместе с последней буквой Корана — «ﺱ» (син) — образует персидское слово « » (бас) — достаточный, полный.
вторая.png
1 Как в имени Джибрила — ангела, являвшегося посредником между Аллахом и пророками.
2 Как двойной лāм в слове Аллах.
11111111111111111.png 2222222222222222222222.png
 
  • Меценат
  • Автор темы
  • #3
Двадцать восемь букв арабского алфавита распределяются на четыре раздела по семь букв, каждый из которых соответствует одному из четырех основных элементов. Необходимо учитывать, что в основе всех классификаций лежат две разные системы: «западная» (имевшая распространение в Магрибе и Мавританской Испании) и «восточная».
1111111111111.png
На основе этой классификации искусственно формируются «слова», содержащие буквы каждого из элементов
22222222222222222222.png
При изготовлении талисманов учитывалась связь буквы с определенной стихией. Так, использование «букв воды» было наиболее эффективно против негативных воздействий стихии огня, например для излечения лихорадки и т. д.

(Жирным шрифтом в таблице отмечены расхождения в западной и восточной системах)
 
Автор темы Похожие темы Форум Ответов Дата
hote999 Мусульманская магия 0
Назад
Сверху Снизу