• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Сома-Геката-Веста

СЕНАМИРА

Активный участник
Сообщения
109
Реакции
191
Баллы
247
Сома-Геката-Веста

В самом деле, у всех этих народов почиталась семерка верховных богов (с одними и теми же функциями), соотнесенных с планетами и с недельным циклом. То же самое источники утверждают относительно скифов. Кроме этой семерки, почиталась еще дюжина богов, соотнесенных с зодиакальным кругом. Следовательно, сравнивая с близкородственными системами, можно восстановить "недостающие звенья" скифской религии.

Прежде всего, у скифов должен был быть "культурный бог", известный у других народов под именем ТОТА (египет.), ГЕРМЕСА (греч.), МЕРКУРИЯ (рим.), ТЕВТАТА или ОГМЫ (кельт.), ТИУ (сканд.), РАДОГОЩА (слав.) и БУДХИ (инд.), которому был посвящен вторник (англ. Tuesday - от имени Тиу). Ему соответствовала, как понятно, планета Меркурий. По сравнению с более "возвышенными" божественными образами Гермес-Меркурий кажется более скромным: в его функции входило покровительство ремеслам, торговле, путешествиям и вообще "контактам". На самом деле этот культ имел особое значение, хотя и не вполне понятное непосвященным: Гермес считался посредником между божественным и человеческим миром и "профессиональным" богом жрецов, интеллектуальной элиты. В древности ему приписывалось изобретение письменности и его именем подписывались всякого рода книги с "тайными доктринами".

Интересно отметить, что особенным почитанием Гермеса отличалась древняя Германия. Как нетрудно догадаться, само название страны образовано от имени этого бога, очевидно, некогда известного не только грекам. В "вендский" период, когда большая часть Германии была славяноязычной (раннее средневековье), Гермес под именем Радогоща считался чуть ли не главным богом этой страны; ему был посвящен величественный храм в городе Ретра, известный только по описанию источников (Ретра была уничтожена крестоносцами и не найдена до сих пор).

Если "наложить" образ Гермеса (Меркурия) на зодиакальный круг, то он является управителем двух знаков: Близнецов (с 22 мая по 21 июня) и Девы (с 24 августа по 23 сентября). О Близнецах-Диоскурах-Ашвинах уже говорилось выше. Но кто такая Дева? Само астрологическое имя показывает, что за ним скрывается некое божество. Если обратиться к греческой мифологии, в которой образ Гермеса занимает немаловажное место, то можно убедиться, что у него имеется женский аналог. Это богиня ГЕКАТА, в самом деле воплощенная в образе Девы, Луны.

За время существования античной цивилизации образ Гекаты претерпел существенные изменения. Первоначально это была могущественная богиня, даровавшая жизненные блага; к ней обращались желавшие победы на состязаниях. Она также, как и Гермес, особо покровительствовала путешествиям и ее идолы ставились вблизи дорог. Как и Гермес, она была посредницей с миром теней. Видимо, эта негативная функция привела к деградации культа: в конце античной эпохи Геката стала считаться "злым" божеством.

В индийской мифологии Деве-Луне-Гекате соответствует бог Луны СОМА (вообще для всех астрономических объектов в индийской традиции использованы "мужские" символы, даже для таких традиционно "женских" планет как Венера и Луна; дело в том, что разделение пантеона на "мужские" и "женские" символы достаточно условно-в сущности, вся божественная иерархия является "мужским" началом по отношению к проявленному материальному миру).

В Ведах Сома - это божество, связанное с жертвоприношением и потому - с богом Огня, Агни. Образ Сомы соотносится с потусторонним миром теней, с миром умерших, что сближает его с образом Гекаты. Правда, греческая "черная Луна", Геката не представлялась "огненной", но видимо, ее огненно-жертвенная функция просто отделилась от "основы" и стала жить самостоятельно в образе Гестии, покровительницы огня, очага. Если принять тождество Гестия=Геката, то это "восстановленное" греческое божество вполне сопоставимо с Сомой (также, как и с римской Вестой и ее полным аналогом, балтийской Прауримой, в честь которых поддерживался неугасимый огонь).

О том, что культ Девы-Гекаты не был чисто греческим, а носил глобальный характер, свидетельствует хотя бы тот факт, что он возродился в европейском христианстве как культ св. Екатерины. Имена "Геката" (Еката) и Екатерина прямо тождественны; христианская святая также мыслилась в образе Девы и подательницы благ (к ней обращались со специальными молитвами).141 Следует добавить: у нас есть сообщения источников (в частности, "Слова об идолах", памятника 12в.), что древние славяне чтили "Екатию богиню"...142 Вполне вероятно, что под этим самым именем ее знали и другие европейские народы; иначе имя "Екатерина" не прижилось бы так легко и не стало бы сверхпопулярным.

Можно предполагать, что дева "Екатия" носила у славян (и у скифов?) также другое имя, ЖЕЛЯ (в Центральной Европе - Zela). Именно так называется божество, оплакивающее погибших воинов и, очевидно, провожающее их души в царство мертвых в Слове о полку Игореве. Вполне возможно, что имя "Желя-Зела" имеет тот же корень, что в слове "зола", так что это женское божество у славян также мыслилось в связи с огнем, очагом, огненной жертвой.

Связь с "теневым" миром, как и с культом плодородия, предполагает в образе божества наличие не только позитивных, но и негативных функций. Но следует подчеркнуть., что чисто негативных образов в первоисточнике арийской религии не было вообще; они появлялись у разных народов в результате деградации религиозной системы и цивилизации.

Приведем ряд параллелей для "меркурианского" культа:

ГЕРМЕС (гр.)= МЕРКУРИЙ (р.) - ТИУ (скан.)= ОГМА (кельт.)= РАДОГОЩ (сл.)= БУДХА (инд.)

ГЕКАТА=ГЕСТИЯ (греч.)= ВЕСТА (рим.)= ПРАУРИМА (балт.)= ЖЕЛЯ (слав.)= СОМА (инд.)
 
Назад
Сверху Снизу