Барин
Администратор
- Сообщения
- 8 636
- Реакции
- 53 434
- Баллы
- 499
- Автор темы
- #1
Доктрина каббалиста 16-го века Исаака Лурии имеет колоссальное значение для понимания сущности соотношения креационистского и манифестационистского моментов в истории религий. Это — поворотная точка показательнейшего внутреннего конфликта иудаистического сознания. Ранняя зогаристская Каббала игнорировала креационистскую направленность иудаистической ортодоксии, прямолинейно перетолковывая всё, включая Талмуд и рационалиста Маймонида в манифестационистском мифологическом ключе. Споры между ортодоксами и каббалистами почти никогда не затрагивали главного, сбиваясь на частности. Но именно у Исаака Лурии мы встречаем впервые предельно болезненную, травматическую картину метафизики, где сталкиваются между собой две ранее сосуществовавшие без прямых пересечений параллельные плоскости иудейского сознания. Эта искривлённая геометрия позже дойдёт до взрывного состояния в саббатаистском движении. Но саббатизм не понятен без лурианской каббалы.
Хасидизм станет ещё позже смягчённой версией саббатизма, своего рода относительным возвратом к долурианским временам, хотя отпечаток этой метафизической драмы уже никогда не сойдёт с интеллектуального, мистического ядра иудейской души.
Лурия видит процесс творения таким образом:
В основе процесса творения лежит не "экстасис", расширение Божества, его источение из Себя вовне, не эманация, но свёртывание вглубь себя, "энтасис", "пневматическое сжатие".
Откуда берётся такой парадоксальный подход? Из необходимости соотнести между собой чётко осознанные предпосылки метафизического креационизма и обще-каббалистический акцент на эманации Божества, который пропитывает всю логику "Зохара" или более ранних прото-зогарических текстов таких как "Сефер Йецира" или тексты рабби Ацриеля. Иными словами, имено Исаак Лурия и вслед за ним вся сафедская школа каббалы, смещается от ранне-зогаритского манифестационизма, повторяющего методологически "эллинскую", "манифестационистскую" интерпретацию иудаизма Филоном Александрийским, к каббалистическому дуализму гностического типа, окончательно развитому спустя столетие саббатаистами и в первую очередь Натаном из Газы.
Креационизм предполагает творение из ничто, как навечное сокрытие Божества, радикальный разрыв между тварью и Творцом, революционную (для всего древнего манифестационистского мира) весть о Абсолютно Трансцендентном, Абсолютно Ином, Ganz Andere.
В мифологических терминах Каббалы в результате получается лурианская доктрина "цим-цум", учение о "сжатии Бога". Верно отмеченный Гершомом Шолемом парадокс: уникальная сущность иудаизма в демифологизации религиозного дискурса (мы бы добавили в десакрализации мира), а иудейская каббала основывает уникальность иудаизма, опираясь на мифологический метод, отрицание которого и есть характерная марка иудаистической теологии. Вот концептуальные предпосылки доктрины "цим-цум". Причина её возникновения. Креационистская специфика доктрины описывается манифестационистскими средствами. Ранняя — долурианская — Каббала игнорирует это противоречие. Саббатаистская Каббала доводит его до предела, до антиномизма. В учении Исаака Лурии - мы имеем дело с поворотной стадией.
Скачать:
Вам нужно авторизоваться, чтобы просмотреть содержимое.
Скачивать без ограничений