• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

История появления старославянских рун

Asy999

Модератор
Сообщения
4 634
Реакции
17 223
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
1515087427514.png
Историки так и не пришли к единому мнению о времени появления рунического письма у славян, но соглашаются с тем, что оно настолько же древнее, как и кельтские, и этрусские символы.
Например, известный немецкий хронист Титмар Мерзебургский, живший в конце 10 - начале 11 века, упоминает при описании славянского храма в землях лютичей идолов с непонятными знаками на них. Наверняка он узнал бы германские или скандинавские руны.Подобные изображения описал Ибн Эль Недим - арабский писатель, живший в тот же период. Он упоминает о древней докириллической письменности, которую обнаружил на могильных камнях славянских захоронений. Таким образом, можно смело утверждать, что самой древней азбукой наших далеких предков были старославянские руны. Если обратиться к археологическим находкам, можно узнать, что древние мастера ставили рунические знаки на домашней утвари. Например, найденный у деревни Войсковое, что на Днепре, глиняный горшок содержит надпись из 12 слов, для которых применили 6 символов. То, что 3 из них были похожи на скандинавские руны, говорит о том, что культуры этих народов пересекались.
Такие же символы были обнаружены на культовых предметах из разрушенного в 11 веке древнего храма Радегаста, принадлежащего полабским (балтийским) славянам.

Нельзя старославянские руны (и их значение - прямое тому подтверждение) воспринимать исключительно как знаки письма. Их влияние на жизнь древних язычников было огромным: символы эти наносили на тело, на рунические камни, посуду, на домашнюю скотину, идолов и другие важные для жизни и верований предметы.
Эта письменность имеет этрусские и кельтские корни, так как эти народы жили по соседству со славянами. Кроме того, что руны использовались для письма, существовал культ, по которому эти знаки считались священными, так как были даны людям богами. Таблички с рунами, например, клали в захоронения, а камешки, с нанесенными на них знаками, служили оберегами.
Существует мнение,что руны были даны людям богом Велесом.
Те, кто уже хорошо знает скандинавский футарк, с ходу определит сходство с ним описания, значения и толкования многих славянских рун из обозначенного алфавита. Не пытаясь ломать копья, внутренние личные убеждения и претендовать на Истину, а уже тем более производить собственное исследование с серьезными выкладками (все же у нашего интернет-портала цель популярно донести известную информацию и предложения – а не сломать имеющиеся и породить новые споры), отметим – это действительно имеет место Быть.
И даже не важно – кто был первее, яйцо или курица. Славянские и арийские народы изначально имели общие корни и общую культуру, и Братья всегда уважали друг друга, их поведение, обычаи и устои, а потомки уважали Велеса в облике Одина или Одина в Велесовом образе. Именно поэтому многие выбирают тот алфавит и футарк, которым им проще и понятнее пользоваться, как склонность к разговору на том или ином языке, или применение тех или иных народных наречий, а также характерных тому или иному региону акцентов в звуках.
Как бы то ни было – каждую скандинавскую и славянскую руну нужно понять и прочувствовать, настроиться на ее звучание в слове и в душе, понять сердцем – что именно несет она для вас и услышать личное, Важное. Только после такой отработки можно надеяться на то, что ваш диалог с Богами будет услышан верно и быстро прочитать посланный ответ.
На это уходят дни, месяцы и даже годы, ну а если вам срочно нужен оберег со славянскими рунами – обратитесь к Мастерам, которые в совершенстве владеют Родным Древним Языком и имеют налаженную связь с Предками. Они с готовностью помогут создать амулет или талисман, приносящий удачу и разрешение ваших проблем, привлечь благополучие и достаток, поставить защиту Покровителей.
Вернемся к истории..
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл - боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl. Подобных примеров можно привести много, и один из них - этимологию термина руна - стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna - "тайна" и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении "шептать". Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением "шепот", "шептать"; совр. ирл. run "тайна"; шотл.-гэльск. run "жребий". Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.

Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic "говорить" польский славист А. Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В. Цыбульский и И. Ягич, находя его "сумасбродным". А вот против более позднего предположения Д. Жунковича ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...
Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: "прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще..." Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто будем иметь их в виду.
Существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля - "борозда". По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути - "резать" и существительное руна, означающее "прорез", "борозда", ...РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?
Основа run/ran со значением "резать", "ранить" была известна и древним германцам, - и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как "Пронзающий", "Наносящий ранения", "Ранящий".
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением "резать" (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение "тайна", "говорить в тишине" - вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков - древних рун.
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к "рунице", некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные "особыми", негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне "Суд Любуши", сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху "двоеверия" (одновременного существования на Руси христианства и язычества - X-XVI века). Прекрасный тому пример - широчайшее использование славянами руны Фрейра - Ингуз. Другой пример - одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки - это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть - сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз - это руна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга.
 
Назад
Сверху Снизу