Барин
Администратор
- Сообщения
- 8 636
- Реакции
- 53 434
- Баллы
- 499
- Автор темы
- #1
«Касталия», 2022. — 346 с.
Под Голубым Огнём Джеймс Хиллман и его друг и ученик Томас Мур подразумевают огонь воображения, огонь, позволяющий наполнять образы нашей души силой, смыслом и сиянием. Эта книга посвящена природе воображения, ибо ум имеет поэтическую основу, а наша индивидуальная душа связана таинственными нитями с душой мира. Авторы не просто исследуют воображение, они позволяют пройти к самому его Истоку, обнажая природу воображения в психологической работе и расширяя кушетку аналитика до пространства мироздания.
Джеймс Хиллман – художник психологии. Поскольку называть психолога художником кажется странным, то это указывает на проблемы, с которыми вы будете сталкиваться при чтении данной антологии. Вам придётся постоянно отвечать на вызовы другого способа мышления, пересматривать и по-новому представлять. Трудность в чтении Хиллмана заключается не только в изучении нового набора техник или новой концептуальной системы. Хиллман требует совершенно нового способа мышления. Он выводит психоанализ из контекста медицины и здоровья не только при помощи ясных методов, связанных с медицинской моделью, но также более тонкими способам, предлагая нам отказаться от фантазии о лечении, исправлении, росте, самоусовершенствовании, понимании и благополучии как первичных мотивов в психологической работе. Он больше пациент, чем врач, больше музыкант чем социальный исследователь и больше алхимик, чем традиционный философ.
Одна из первых вещей, которую может заметить новый читатель Хиллмана, – это его частое использование странного слова, которое Юнг вернул психологии, – душа. Хиллман любит это слово по ряду причин. Оно избегает редукционного определения, оно выражает тайну человеческой жизни, и оно соединяет психологию с религией, любовью, смертью и судьбой. Оно предполагает глубину, и Хиллман видит себя продолжателем линии глубинной психологии, восходящей к Гераклиту, который заметил, что человек не может определить глубину души, независимо от того, сколько дорог он прошел, – настолько глубока ее природа. Каждый раз, когда Хиллман использует термины психология, психологизация и психологический, он подразумевает ссылку на глубину и тайну.
Антропологи писывают состояние, распространённое среди «первобытных» народов и называемое ими потерей души. В этом состоянии человек находится вне самого себя, неспособный найти ни внешнюю связь между людьми, ни внутреннюю связь с самим собой. Он не способен участвовать в своём обществе, его ритуалах и традициях. Они мертвы для него, а он для них. Его связь с семьёй, тотемом, природой потеряна. До тех пор, пока он не вернёт свою душу, он не является настоящим человеком. Он «не здесь». Это как, если бы он никогда не прошел инициацию, не получил имя, не вошёл в реальное существование. Его душа может быть не только потеряна; она также может быть одержима, заколдована, перемещена в объект, животное, место или другую личность. Без этой души он потерял ощущение принадлежности и чувство общности с силами и богами. Они больше не достигают его; он не может молиться, приносить жертвы, танцевать. Его личный миф и его связь с большим мифом его народа, как raison d`etre (смысл существования, фр., прим. пер.), потеряны. При этом он не болен какой-то болезнью и не потерял рассудок. Он просто потерял свою душу. Он может даже умереть. Он становится одиноким. Нет нужды разбирать другие релевантные параллели с современными нам ситуациями.
Скачать:
Вам нужно авторизоваться, чтобы просмотреть содержимое.
Скачивать без ограничений