Барин
Администратор
- Сообщения
- 8 637
- Реакции
- 53 447
- Баллы
- 499
- Автор темы
- #1
М: «Касталия», 2021 г.
Аннотация:
Эта книга посвящена богу, известному во всех мировых традициях. В Греции его знают под именем Кронос, Сатурном его называли древние римляне, в индийской астрологии его знают и почитают как Шани. Автор проводит сравнительное историческое исследование общих черт культа сатурнианского бога в разных странах и предлагает краткий обзор современных эзотерических учений, связанных с сатурнианским архетипом.
Вторая часть книги содержит адаптированные для современного читателя традиционные и авторские ритуалы, включая ритуал самопосвящения, и предназначена для тех, кто ощущает глубокое внутреннее родство с изгнанным, чужеродным и суровым богом Сатурном, который правит тайным измерением подземного мира — Черным Кубом и выступает агентом Хаоса в устоявшемся миропорядке.
Книга привлечет читателей, интересующихся оккультными практиками и сравнительными исследованиями в сфере религий, а также тех, кто делает первые шаги на пути обретения личного гнозиса.
Неудивительно, что Сатурн был значительной фигурой в гностических
религиях античного периода. Термин «гностики» объединяет широкий ряд мистических культов с общими идеями и понятиями, но гностицизм никогда не был столь же монолитен, как христианская религия, что, в конечном итоге, привело к его вытеснению и подавлению христианством. Короткое изложение классического гностического мифа таково. В начале всего существовал Предвечный Свет, иногда называемый Плеромой, совершенной полнотой, или, напротив, Кеномой, совершенной пустотой. За пределами Света была лишь тьма неразделенного Хаоса. В Хаосе обрел самосознание Демиург (Божественный Архитектор), который создал шестерых Архонтов (духовных владык), чтобы они стали его помощниками. Вместе Демиург и Архонты создали семь небесных сфер, которые включают в себя материальный мир, как часть самой нижней сферы. Далее они создали целые сонмы божественных и ангельских созданий, чтобы населить семь сфер, и в конце создали человека и животных на Земле. Гностическая традиция предполагает, что появление Демиурга было искажением естественного порядка, и что духовная плерома/кенома по сути противоположна материальному космосу. Поэтому обычно многие (хотя и не все) гностические движения отрицали плоть и пытались подавить ее, чтобы снискать дух. Эта ненависть к материальному миру могла быть заимствована из христианства.
Несмотря на то, что большинство гностиков писали на греческом языке, сатурнианский бог присутствует и в авраамической религиозной традиции. Демиург был тем богом, который открыл Тору для Моисея, в связи с чем большинство писателей-гностиков считали иудейскую религию целиком демиургической. Это имеет некоторый смысл, учитывая космоцентрический характер Торы, где подчеркивается важность материального мира и в основном умалчивается о мире загробном. Моисей — пророк Сатурна, открывший человечеству законы космического архитектора. Напротив, христианство — плеромическая религия, в которой космическая материальная природа человека подавляется в пользу его духовной природы.
Многие из гностических движений античного периода отождествляют Сатурна с Демиургом, космическим архитектором. Эта ассоциация явно прослеживается в герметизме и неоплатонизме, где Сатурн правит седьмой небесной сферой. Также Сатурна неявно связывают с богом Ветхого Завета. Позднее в Пикатриксе утверждается, что Сатурн — господь евреев, поскольку они празднуют субботу, день Сатурна. Если изучить достаточное количество гностических текстов, это становится очевидно.
Сатурн как Демиург в гностической традиции имеет несколько имен. Чаще всего его называют Илдабаоф, с арамейского «ялд» (дитя) и «баот» (хаос). Это отсылка к гностической традиции о том, что Сатурн появился из предвечного Хаоса, который использовал потом для создания космоса и его творений. В некоторых полемических текстах Сатурн упоминается как Саклас (глупец), и Самаэль (Ядовитый Бога или Слепец Бога), это ангельское имя известно из еврейской традиции. Реже, Сатурна называют Абрасаксом, Абраксаксом или Ариэлем (Лев Божий).
Гностический текст под заглавием «О происхождении мира» прямо говорит о семи силах, Демиурге и шести Архонтах, которые относятся к семи планетам. В нем сказано:
Семеро явились в Хаосе андрогинами. У них (у каждого) их имя мужское и их имя женское. Имя женское (Ялдаваофа) — «Пронойа Самбафас», то есть «Хебдомас». Его сын называется «Йао», его имя женское — «Господство». Саваоф — его имя женское — «Божественность». Адонайос — его имя женское — «Царство», Элоайос — его имя женское — «Зависть». Орайос — его имя женское — «Богатство». Астафайос — его имя женское — «София». Таковы семь сил семи небес Хаоса. Они были андрогинами по образу бессмертному, существующему прежде них, по желанию Пистис, чтобы образ существующего изначала правил до конца. Ты найдешь действие этих имен и силу мужских имен в «Архангеликё» Моисея пророка, имена же женские — в первой книге «Нореи».
Родоначальник их Ялдаваоф, имея большие силы, словом сотворил каждому из своих сыновей небеса, прекрасные, как местопребывание, и по (этим) небесам — великие славы превосходные семикратно, престолы, и местопребывания, и храмы, и колесницы, и дев, духовных до невидимого (т.е. настолько духовных, что они уже невидимы), и их славы. Каждый имеет их на своем небе, и воинства сил божественных, и господ, и ангелов, и архангелов, десятки тысяч без числа, чтобы они служили.
Другие авторы также считали, что Сатурн — Илдабаоф. Гностический текст «Тайная книга Иоанна», к примеру, связывает Сатурна с планетарными сферами и с дням недели. В ней сказано:
Илдабаоф — первый правитель, взявший великую силу матери. Он оставил ее и покинул место, где родился. Он захватил и создал другие миры сияющего огня, которые существуют и поныне. Он сочетался с собственным безрассудством и создал власти для себя... Илдабаоф установил семерых царей, на каждой сфере небес, чтобы править над семью небесами, и пятерых царей, чтобы править глубинами бездны... Правители создали семь сил для себя... Такова семеричная природа недели.
Связь семи планетарных сил с семью небесами прослеживается и в других работах гностиков (и критиков гностицизма). Христианский автор Ориген занимался исследованиями гностической секты орфиков, расспрашивал ее представителей и читал тексты в рамках своего исследования еретических движений. И сами гностические евангелия, и тексты таких авторов, как Ориген, неопровержимо указывают на то, что Сатурн и шесть планетарных архонтов считались силами, которые контролируют физический космос, и создателями материальной жизни. После смерти душа гностика должна вознестись через семь планетарных царств, вооруженная заклятиями-паролями, дающими возможность прохода через них. Если соискатель знает только первых три пароля, он сможет войти в небесную сферу четвертого Архонта, но не выше. Но душа непосвященного не сможет пройти даже через самое нижнее, лунное царство, и ей придется снова перерождаться в материальном мире.
Удивительно, но Оригену удалось записать несколько заклинаний орфических (предположительно) гностиков для получения доступу к царству Сатурна якобы после смерти. В своей полемической работе Contra Celsum он делится некоторыми гностическими традициями того времени (6:31):
Если кто из вас хочет лучше узнать о деяниях этих магов, которые сбивают людей с толку своими мистическими секретами, с переменным успехом, вот вам тайное учение, которому следуют гностики, когда проходят через небесные врата, которыми правят архонты. «Возле Первых Врат, говори так: Славься, Единый Царь! Ты — первая сила, затмение взора, всеобщее разрушение, мудростью и предвидением твоим я очищен. [... ] Славься, владыка, да будет так!»
У Вторых Врат ты найдешь Илдабаофа. Говори:
«Славься, Илдабаоф, первый и седьмой, не знающий страха, рожденный править. Твой разум ясен и чист. Ты совершенный сын [Хаоса], что держит печати жизни, что открывает закрытые врата своего царства. Я прохожу через твое царство вновь. Мир да будет со мной, владыка, да будет так!»
Важно прояснить, что хотя большинство гностиков считали Демиурга существом, которое по статусу находится ниже совершенного единства плеромы/кеномы, но сатурнианский бог (Илдабаоф) не враг человечеству, ведь он — породитель материального космоса. Но гностики отвергали материальный космос, а значит, и его творца, называя его «идиотом» или «глупцом». Это довольно любопытно. Сатурнианский бог — эманация Хаоса, но Хаос в гностической мысли является источником Космоса, а значит, между ними нет антагонизма. Жизнь в космосе также подвержена переменам (Хаосу), она не похожа на совершенный неподвижный духовный стазис плеромы. Интересно также, что у валентинианских гностиков была похожая, но немного другая парадигма: они считали, что Демиург правит всеми небесными сферами, кроме земной, которую возглавляет архонт-ренегат Дьявол. Так что семь планетарных сфер находятся с Землей в конфронтации, а Сатурн — правитель, удаленный от этого мира, и он может вызволить посвященного из цикла перерождений. Сатурн очень редко выступает как спаситель, но в данной традиции это так.
Илдабаофа описывают как львиноголового змея, поэтому его иногда зовут Ариэль (Лев Божий). Эта его форма определенно имеет сходство с драконом, и ее изображение можно найти на некоторых драгоценных камнях и свитках. Это свидетельствует о том, что маги герметической традиции использовали образ Демиурга для изготовления талисманов. Архитектор и управляющий материального космоса Демиург и его Архонты, несомненно, являются подходящими силами, к которым можно взывать с целью реального изменения мира. Идея взывания к Архонтам ужаснула бы многих гностиков, но, тем не менее, Оригену удалось обнаружить и записать некоторые заклинания такого рода. Частота появления львиноголового змея в герметических текстах и талисманах доказывает, что Оригену можно верить. То есть, некоторые гностики-маргиналы отрицали владычество плеромы, предпочитая служить Демиургу, а не противостоять ему.
Подводя итоги, можно сказать, что сатурнианский бог сыграл огромную роль в формировании гностицизма, хотя отношение к Сатурну/Илдабаофу в различных гностических движениях было неоднозначным. Общим в них было то, что Сатурн считался связанным с Хаосом, и что ему приписывали роль архитектора и строителя материального мира, а также связанных с миром небесных сфер и их обитателей. Демиург мог взаимодействовать с людьми с помощью магии и религиозных традиций (в том числе иудаизма), и, по мнению некоторых гностиков, стремился к установлению дружеских
отношений с человечеством. ©.
(Цит. по книге: Артур Морос — «Культ Черного Куба». — М: «Касталия», 2021 г., стр. 65-71).
религиях античного периода. Термин «гностики» объединяет широкий ряд мистических культов с общими идеями и понятиями, но гностицизм никогда не был столь же монолитен, как христианская религия, что, в конечном итоге, привело к его вытеснению и подавлению христианством. Короткое изложение классического гностического мифа таково. В начале всего существовал Предвечный Свет, иногда называемый Плеромой, совершенной полнотой, или, напротив, Кеномой, совершенной пустотой. За пределами Света была лишь тьма неразделенного Хаоса. В Хаосе обрел самосознание Демиург (Божественный Архитектор), который создал шестерых Архонтов (духовных владык), чтобы они стали его помощниками. Вместе Демиург и Архонты создали семь небесных сфер, которые включают в себя материальный мир, как часть самой нижней сферы. Далее они создали целые сонмы божественных и ангельских созданий, чтобы населить семь сфер, и в конце создали человека и животных на Земле. Гностическая традиция предполагает, что появление Демиурга было искажением естественного порядка, и что духовная плерома/кенома по сути противоположна материальному космосу. Поэтому обычно многие (хотя и не все) гностические движения отрицали плоть и пытались подавить ее, чтобы снискать дух. Эта ненависть к материальному миру могла быть заимствована из христианства.
Несмотря на то, что большинство гностиков писали на греческом языке, сатурнианский бог присутствует и в авраамической религиозной традиции. Демиург был тем богом, который открыл Тору для Моисея, в связи с чем большинство писателей-гностиков считали иудейскую религию целиком демиургической. Это имеет некоторый смысл, учитывая космоцентрический характер Торы, где подчеркивается важность материального мира и в основном умалчивается о мире загробном. Моисей — пророк Сатурна, открывший человечеству законы космического архитектора. Напротив, христианство — плеромическая религия, в которой космическая материальная природа человека подавляется в пользу его духовной природы.
Многие из гностических движений античного периода отождествляют Сатурна с Демиургом, космическим архитектором. Эта ассоциация явно прослеживается в герметизме и неоплатонизме, где Сатурн правит седьмой небесной сферой. Также Сатурна неявно связывают с богом Ветхого Завета. Позднее в Пикатриксе утверждается, что Сатурн — господь евреев, поскольку они празднуют субботу, день Сатурна. Если изучить достаточное количество гностических текстов, это становится очевидно.
Сатурн как Демиург в гностической традиции имеет несколько имен. Чаще всего его называют Илдабаоф, с арамейского «ялд» (дитя) и «баот» (хаос). Это отсылка к гностической традиции о том, что Сатурн появился из предвечного Хаоса, который использовал потом для создания космоса и его творений. В некоторых полемических текстах Сатурн упоминается как Саклас (глупец), и Самаэль (Ядовитый Бога или Слепец Бога), это ангельское имя известно из еврейской традиции. Реже, Сатурна называют Абрасаксом, Абраксаксом или Ариэлем (Лев Божий).
Гностический текст под заглавием «О происхождении мира» прямо говорит о семи силах, Демиурге и шести Архонтах, которые относятся к семи планетам. В нем сказано:
Семеро явились в Хаосе андрогинами. У них (у каждого) их имя мужское и их имя женское. Имя женское (Ялдаваофа) — «Пронойа Самбафас», то есть «Хебдомас». Его сын называется «Йао», его имя женское — «Господство». Саваоф — его имя женское — «Божественность». Адонайос — его имя женское — «Царство», Элоайос — его имя женское — «Зависть». Орайос — его имя женское — «Богатство». Астафайос — его имя женское — «София». Таковы семь сил семи небес Хаоса. Они были андрогинами по образу бессмертному, существующему прежде них, по желанию Пистис, чтобы образ существующего изначала правил до конца. Ты найдешь действие этих имен и силу мужских имен в «Архангеликё» Моисея пророка, имена же женские — в первой книге «Нореи».
Родоначальник их Ялдаваоф, имея большие силы, словом сотворил каждому из своих сыновей небеса, прекрасные, как местопребывание, и по (этим) небесам — великие славы превосходные семикратно, престолы, и местопребывания, и храмы, и колесницы, и дев, духовных до невидимого (т.е. настолько духовных, что они уже невидимы), и их славы. Каждый имеет их на своем небе, и воинства сил божественных, и господ, и ангелов, и архангелов, десятки тысяч без числа, чтобы они служили.
Другие авторы также считали, что Сатурн — Илдабаоф. Гностический текст «Тайная книга Иоанна», к примеру, связывает Сатурна с планетарными сферами и с дням недели. В ней сказано:
Илдабаоф — первый правитель, взявший великую силу матери. Он оставил ее и покинул место, где родился. Он захватил и создал другие миры сияющего огня, которые существуют и поныне. Он сочетался с собственным безрассудством и создал власти для себя... Илдабаоф установил семерых царей, на каждой сфере небес, чтобы править над семью небесами, и пятерых царей, чтобы править глубинами бездны... Правители создали семь сил для себя... Такова семеричная природа недели.
Связь семи планетарных сил с семью небесами прослеживается и в других работах гностиков (и критиков гностицизма). Христианский автор Ориген занимался исследованиями гностической секты орфиков, расспрашивал ее представителей и читал тексты в рамках своего исследования еретических движений. И сами гностические евангелия, и тексты таких авторов, как Ориген, неопровержимо указывают на то, что Сатурн и шесть планетарных архонтов считались силами, которые контролируют физический космос, и создателями материальной жизни. После смерти душа гностика должна вознестись через семь планетарных царств, вооруженная заклятиями-паролями, дающими возможность прохода через них. Если соискатель знает только первых три пароля, он сможет войти в небесную сферу четвертого Архонта, но не выше. Но душа непосвященного не сможет пройти даже через самое нижнее, лунное царство, и ей придется снова перерождаться в материальном мире.
Удивительно, но Оригену удалось записать несколько заклинаний орфических (предположительно) гностиков для получения доступу к царству Сатурна якобы после смерти. В своей полемической работе Contra Celsum он делится некоторыми гностическими традициями того времени (6:31):
Если кто из вас хочет лучше узнать о деяниях этих магов, которые сбивают людей с толку своими мистическими секретами, с переменным успехом, вот вам тайное учение, которому следуют гностики, когда проходят через небесные врата, которыми правят архонты. «Возле Первых Врат, говори так: Славься, Единый Царь! Ты — первая сила, затмение взора, всеобщее разрушение, мудростью и предвидением твоим я очищен. [... ] Славься, владыка, да будет так!»
У Вторых Врат ты найдешь Илдабаофа. Говори:
«Славься, Илдабаоф, первый и седьмой, не знающий страха, рожденный править. Твой разум ясен и чист. Ты совершенный сын [Хаоса], что держит печати жизни, что открывает закрытые врата своего царства. Я прохожу через твое царство вновь. Мир да будет со мной, владыка, да будет так!»
Важно прояснить, что хотя большинство гностиков считали Демиурга существом, которое по статусу находится ниже совершенного единства плеромы/кеномы, но сатурнианский бог (Илдабаоф) не враг человечеству, ведь он — породитель материального космоса. Но гностики отвергали материальный космос, а значит, и его творца, называя его «идиотом» или «глупцом». Это довольно любопытно. Сатурнианский бог — эманация Хаоса, но Хаос в гностической мысли является источником Космоса, а значит, между ними нет антагонизма. Жизнь в космосе также подвержена переменам (Хаосу), она не похожа на совершенный неподвижный духовный стазис плеромы. Интересно также, что у валентинианских гностиков была похожая, но немного другая парадигма: они считали, что Демиург правит всеми небесными сферами, кроме земной, которую возглавляет архонт-ренегат Дьявол. Так что семь планетарных сфер находятся с Землей в конфронтации, а Сатурн — правитель, удаленный от этого мира, и он может вызволить посвященного из цикла перерождений. Сатурн очень редко выступает как спаситель, но в данной традиции это так.
Илдабаофа описывают как львиноголового змея, поэтому его иногда зовут Ариэль (Лев Божий). Эта его форма определенно имеет сходство с драконом, и ее изображение можно найти на некоторых драгоценных камнях и свитках. Это свидетельствует о том, что маги герметической традиции использовали образ Демиурга для изготовления талисманов. Архитектор и управляющий материального космоса Демиург и его Архонты, несомненно, являются подходящими силами, к которым можно взывать с целью реального изменения мира. Идея взывания к Архонтам ужаснула бы многих гностиков, но, тем не менее, Оригену удалось обнаружить и записать некоторые заклинания такого рода. Частота появления львиноголового змея в герметических текстах и талисманах доказывает, что Оригену можно верить. То есть, некоторые гностики-маргиналы отрицали владычество плеромы, предпочитая служить Демиургу, а не противостоять ему.
Подводя итоги, можно сказать, что сатурнианский бог сыграл огромную роль в формировании гностицизма, хотя отношение к Сатурну/Илдабаофу в различных гностических движениях было неоднозначным. Общим в них было то, что Сатурн считался связанным с Хаосом, и что ему приписывали роль архитектора и строителя материального мира, а также связанных с миром небесных сфер и их обитателей. Демиург мог взаимодействовать с людьми с помощью магии и религиозных традиций (в том числе иудаизма), и, по мнению некоторых гностиков, стремился к установлению дружеских
отношений с человечеством. ©.
(Цит. по книге: Артур Морос — «Культ Черного Куба». — М: «Касталия», 2021 г., стр. 65-71).
Скачать:
Вам нужно авторизоваться, чтобы просмотреть содержимое.
Скачивать без ограничений