• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Агриппа Корнелиус

  • Автор темы
Heinrich_Cornelius_Agrippa.jpg

Agrippa (Henry Cornelius Agrippa von Nettesheim (1486 - 1535))


Агриппа был одним из ведущих оккультистов XVI столетия. Его сочинения по магии и оккультизму оказали влияние на многие поколения оккультистов. Подобно Парацельсу, он намного опередил свое время, что сделало его среди современников весьма непопулярной фигурой. Большую часть жизни Агриппу преследовали церковные и светские власти.
Агриппа родился 14 сентября 1486 года в Неттесгейме, деревне к северу от Кельна. Образование он получил в Кельнском университете. Некоторые биографы говорят о том, что Агриппа происходил из знатной семьи, однако преобладающей является та точка зрения, что он сам выбрал для себя дворянское имя фон Неттесгейм, а имя Агриппа взял в честь Агриппины, матери Нерона, которая была родом из Кельна.

В молодости Агриппа весьма преуспевал в науках. Он освоил восемь языков и был неутомимым читателем. Особенно его привлекали алхимия и магия, он много времени проводил, изучая каббалу и герметическую литературу; его увлекла идея достижения духовного единства с Верховным Божеством.

Первым местом службы Агриппы была должность придворного секретаря Максимилиана I, императора Священной Римской империи и короля Германии, который затем отправил Агриппу в Париж в качестве шпиона. Находясь на этой службе, которая должна была стать для него проверкой на пригодность к дальнейшей карьере, Агриппа ввязался в местные политические дрязги, был вынужден покинуть Париж и уйти с должности.

В возрасте двадцати четырех лет, уже имея обширные познания, Агриппа пишет трехтомный труд "De Occulta Philosophia" ("Об оккультной философии"), который явился суммой всего магического и оккультного знания того времени. Агриппа утверждал, что магия не имеет ничего общего с дьяволом или с волшебством, но зависит от естественных психических способностей, таких как интуиция. Он считал, что человек способен обрести это высшее могущество, исследуя гармонию природы.

Агриппа включил в свою теорию астрологию, гадание , магию чисел и учение о силе драгоценных и полудрагоценных камней. Астральное тело он описывал как "колесницу души" и говорил, что оно способно покидать физическое тело, подобно тому как свет покидает фонарь. Говорили, что Агриппа занимался некромантией для предсказания будущего и заклинал многих демонов.

После завершения книги "Об оккультной философии" прошло более двадцати лет, прежде чем она была напечатана. Тем временем Агриппа переживал в своей жизни одну бурю за другой. В 1509 году в университете Доле, Франция, ему присудили степень доктора богословия, и он стал читать лекции о Каббале. Он пытался заручиться покровительством дочери Максимилиана, Маргариты Гентской, посвятив ей свое сочинение "Благородство женщин", однако местное монашество обвинило его в ереси, и Агриппа был вынужден в том же году уехать в Англию.

Многие годы Агриппа путешествовал по всей Европе, основывая тайные общества и занимая много разных должностей, до тех пор, пока темперамент и оккультные воззрения не вынуждали его бежать на новое место. Он был постоянно не в ладах с церковью, поскольку считал большинство монахов невежественными и тупыми. Агриппе не повезло в браке: две его жены рано умерли, а третья довела его до эмоционального и финансового истощения.

В Лионе Агриппа стал личным врачом Луизы Савойской, королевы-матери французского короля Франциска I. Она сильно задерживала ему выплату жалованья, никуда не выпускала из Лиона и держала в постоянной бедности. В конце концов, он бросил это место и уехал в Мец, где вступился за одну женщину, которую обвиняли в том, что она ведьма. Главным обвинением было то, что мать этой женщины тоже сожгли в свое время как ведьму. Агриппа разрушил все доводы обвинителей тем теологическим аргументом, что человек отдаляется от Христа только своим собственным грехом, а не грехом другого человека. Как писал Реджинальд Скот (Reginald Scot) в своей книге "Обнаружение ведьм" (1584), Агриппа с триумфом "освободил женщину из кровавых когтей монахов, которые, вместе с обвинителями несчастной, были повинны в присвоении огромных денег, принадлежавших церкви Меца (sic!), о чем в то время никто еще не знал". Оскорбленный инквизитор попытался обвинить Агриппу в том, что он защищает еретиков и ведьм. После этого Агриппа сам подпал под обвинение в колдовстве и стал считаться врагом церкви.

Еще при жизни про Агриппу ходило множество легенд, согласно которым его считали черным магом. Говорили, что его всегда сопровождает некий спутник, принимающий вид большого черного пса (см. спутники ведьм), что Агриппа заклинал демонов и духов, иногда используя для этого магические зеркала. Также рассказывали, что, когда Агриппа путешествовал, он расплачивался с хозяевами постоялых дворов золотыми монетами, которые затем превращались в морские раковины. Агриппу ассоциировали с Фаустом, легендарным доктором, продавшим свою душу дьяволу.

В 1528 Агриппа стал историографом Маргариты Австрийской, наместницы Нидерландов. К этому времени Агриппа перестал верить в магию, признав ее пустой тратой времени. Теперь он говорил, что единственная вещь, достойная изучения, - это теология. Около 1530 года он опубликовал сочинение "De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium" ("О недостоверности и тщете всех наук и искусств"), где выступил против всех наук и оккультизма, встав на ту точку зрения, что знание лишь дает человеку понять, сколь мало он на самом деле знает. Книга вызвала гнев короля, который на год упрятал Агриппу в тюрьму по обвинению в ереси.

Когда Агриппа вышел из тюрьмы, была напечатана его книга "Об оккультной философии", которая, казалось, противоречила всему, о чем он говорил в сочинении "О тщете наук и искусств". Столь явное несоответствие двух книг сильно поколебало репутацию Агриппы.

Агриппа уехал в Кельн, где его стал преследовать местная инквизиция. В конце концов его изгнали не только из Кельна, но и запретили въезжать в Германию вообще. Агриппа вернулся во Францию, но его неучтивые отзывы о своей прежней хозяйке, королеве-матери, вновь привели его в тюрьму.

После освобождения Агриппа едет в Гренобль, где умирает в 1535 году. Его сочинение "Об оккультной философии" внесло огромный вклад в развитие западной оккультной мысли, и у всех теоретиков позднейшего времени мы обнаруживаем систему Агриппы с более или менее заметными вариациями.

Труды:
De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium, 1530.
De occulta philosophia, Koeln 1530-33, Lyon 1660.
 
Назад
Сверху Снизу