• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Хозяева местности

Ада

Активный участник
Сообщения
2 684
Реакции
10 098
Баллы
499
1580321967411.png
Живут они в средней зоне, рядом с людьми, и управляют территорией видимого мира. Само слово “эзи” (хозяин, господин) говорит о том, что они - истинные Хозяева гор, лесов и рек. Пределы территорий хозяев местности определяются естественными границами - берег, река, овраг, перевал. Таким образом, территория обитания людей - это одновременно и место жительства духов-Хозяев.
Хозяева местности, при встрече с людьми принимают облик людей, они понимают человеческую речь, в их собственности находится растительный и животный мир, а также полезные ископаемые. То, что мы называем дикой природой - на самом деле строго упорядоченный мир.
Для отношения с Хозяевами местности выработаны правила и нормы поведения. В основном это различные запреты, оберегающие покой Хозяев и их богатства (растительный и животный мир). Во время пребывания в лесу на промысле зверя запрещается:
кричать, свистеть, петь, громко смеяться и разговаривать;
загрязнять водоемы, реки, источники;
рубить деревья без крайней необходимости;
истреблять животных в корыстных целях или без нужды.
За нарушение правил поведения при охоте, добыче древесины, минеральных полезных ископаемых и т.п. Хозяева местности подвергают нарушителей различным наказаниям:
лишают добычи;
насылают плохую погоду;
посылают несчастья и болезни.
Нарушители наказываются ещё при жизни, а не после смерти.
Убедительным доказательством может служить следующий пример, описанный в китайской летописи Суйша. Тюркский каган Шаболио выехал поохотиться. В этот день он собственноручно убил 18 оленей. Перед возвращением в ставку у него сгорела палатка. Шаболио сразу увидел в этом дурное предзнаменование. Вскоре он сильно заболел и через месяц умер.
Убить несколько оленей ради развлечения - деяние, наказуемое со стороны Хозяина Тайги. Истребление в большом количестве оленей каганом Шаболио, конечно, вызвало гнев Хозяина Тайги, где он охотился. Следствием этого было предупреждение (сгорела палатка), а финалом - кончина.
Хозяев местности необходимо почитать. Так в дар и знак почитания на границе входа в пределы территории Хозяина местности нужно повесить на дереве - ленточки “чалама” из материи белых, синих или голубых цветов. Их повязывают главным образом на березу или лиственницу. Около таких деревьев должен остановиться каждый путник, оставить дар и попросить благословения у Хозяина местности. Если в этом месте деревья не растут, нужно оставить камень. За почитание, главным образом соблюдением выработанных веками правил поведения, духи-Хозяева одаривают людей удачей и счастьем.
Только в одном случае нельзя было останавливаться на месте жертвоприношения - если человек едет на похороны или обряды, связанные с захоронением.
Хозяин горы.
Хозяина имеет не каждая гора, но в каждой местности есть особая гора, на которой живет ее Хозяин. Именно от него зависит хозяйственное благополучие общества.
Такая гора является священной.
Для того чтобы Хозяин горы помогал, оберегал от всяких бед и злых духов необходимо исполнять те нормы и правила поведения по отношению к нему и его богатству.
На священной горе нельзя:
устраивать прогулки, отдых, развлечения;
рубить деревья, охотиться, пасти скот, собирать ягоду и грибы;
кричать, свистеть, петь.
Человек приходит на священную гору для исполнения религиозного обряда.
Хозяин горы не допускает никаких отступлений или нарушений, связанных с пребыванием людей, не только по отношению к себе, но и к зверям, растительности этой горы, особенно неосторожного обращения с огнем.
Хозяин воды.
К воде существует двоякое отношение. С одной стороны вода - это стихия нижнего мира и вход в иной мир (она вытекает из-под горы, из земли и уходит вниз), с другой - она источник жизни. У воды есть хозяин - Суу эзи.
Во всех реках, озерах, водоемах, родниках есть свои хозяева. Владения хозяина воды ограничиваются конкретным водоемом, рекой, родником. Главное его богатство - рыба.
Он любит одиночество и очень сердится, если нарушают его покой. Особенно не терпит Хозяин воды, когда загрязняют реку, озеро всякими нечистотами.
Поэтому существуют запреты:
нельзя черпать воду закопченным котлом;
плевать, испражняться;
бросать в воду старые вещи;
вываливать хлам, мусор;
За нарушение этих правил хозяин воды рано или поздно наказывает виновных различными неприятностями и болезнями.
Только в середине зимы Хозяин воды делает вздох, тогда необходимо прорубить лед и провести моление-почитание реке, чтобы Хозяину воды было легче.
Помимо Хозяина есть еще и Хозяйка воды. Она показывается людям в образе обнаженной женщины. Иногда, сидя в укромном, тихом месте на берегу, Она расчесывает золотым гребнем свои длинные черные волосы. У Хозяйки воды глаза черные, брови густые и красивые.
Хозяйка воды может унести маленьких детей. Поэтому нельзя оставлять их на-берегу без взрослых. Обычно унесенного Хозяйкой воды утопленника находят в непредсказуемом месте, далеко от места трагедии. В таких случаях говорили: “Хозяйка воды путает и отводит от себя подозрения”.
Хозяину или Хозяйке воды проводятся общественные моления. Когда их почитают, реки обычно бывают полноводны и богаты рыбой.
Обряд проводится на берегу реки, возле растущей там березы.
Хозяйка родника.
Особое отношение было к Хозяйке родника. Родники делились на кара (черный) родник и ак (белый, прозрачный) родник. Вода в обоих родниках считалась целебной.
В кара-роднике вода обычно обильная и черная. Такой родник в основном использовался для лечебных целей. Водой от источника смачивали больные суставы.
Вода в ак-роднике - без мути и примесей. Она тоже имеет целебные свойства. Такую воду пили, в ней купались. Неспроста с древних времен считали, что характер людей аула зависит от родника, с которого они воду пьют.
Хозяйка родника очень любит дождь. Еще нет никаких намеков на дождь, а хозяйка родника уже знает о его прибытии. В спокойно текущем роднике вода вдруг начинает журчать. Так хозяйка родника приветствует приход дождя и показывает ему свою любовь.
Были люди, которые по журчанию могли понять, о чем говорит хозяйка родника и разговаривали с ней.
Необходимо сохранять воду в чистоте. Для того чтобы зачерпнуть ее, посуду нужно сначала почистить. Все звери и птицы, обитающие в местности, где находится родник, принадлежат хозяйке родника, поэтому охота около родника не допускается. При плохом отношении к роднику хозяйка родника может обидеться и уйти. Тогда родник засохнет. У людей, обижающих хозяйку родника, отсыхают руки и ноги. Когда вода в источнике исчезает, то возле родника проводятся моления, чтобы хозяйка воды вернулась. Родник необходимо почистить. Очищение родника доверялось только чистым и безгрешным людям.
Влюбленные у родника назначали свидания и объяснялись в любви. Больные у хозяйки родника просили помощи в выздоровлении. У журчавшего родника люди находили успокоение души. До сих пор в народе считают, что вода в священных родниках по вкусу отличается от простых родников. Наиболее священным считается место, где воды семи родников соединяются в единую речку. Хозяйку такого родника считали родственницей семи звезд на Небе.
Таким образом, родники связывают не только срединный и подземный, но и верхний миры.
Лучшее время для посещения родников - ранняя весна, когда распускаются листья, или осень, когда листья на деревьях пожелтеют. На родник брали с собой различные продукты, кроме соли и мяса. Соль не брали из-за того, что она впитывала в себя целебную силу родника и снижала лечебное свойство воды. На родник нужно было приезжать чистым.
По приезду к источнику угощали Хозяйку родника имеющимися продуктами. На ветки деревьев вешали ленты. После угощения ей сообщали о своей болезни и просили избавить от недуга. После посещения источника соблюдался ряд запретов. Нельзя было в течение года рассказывать о том, что слышали или видели, даже во сне, во время лечения на источнике. Во время лечения не употребляли соленую пищу, не пили вина и араку и не ходили на свадьбы и похороны. Лечившегося на источнике нельзя было прямо спрашивать о состоянии его здоровья.
 
Если имена(хозяев) в тексте заменить на имена языческих славянских богов природы,не лишенная смысла получится статья только для язычников не правда ли ?)
 
Автор темы Похожие темы Форум Ответов Дата
Ада Шаманизм 0
Похожие темы
Духи местности
Назад
Сверху Снизу