Луналика
Активный участник
- Сообщения
- 522
- Реакции
- 2 671
- Баллы
- 380
- Автор темы
- #1
ГОРА «ВЕДЬМИНА ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА»
Как рассказывают старые немецкие предания, места, где обычно собирались ведьмы в Вальпургиеву ночь (т.е. с 30 апреля на 1 мая), встречались во множестве по всей Германии. Обычно это вершины «лысых гор» − в одной Германии таких насчитывается почти сотня. Самая знаменитая из них, бесспорно, гора Броккен в Гарце. Встречаются они и в других местах. Так, широко известна Лысая гора под Киевом. На таких горах нечистая сила раз в год устраивала свои шабаши. Но были и плоские горные утесы, где ведьмы собирались перед тем, как всем вместе отправиться на Броккен, чтобы там праздновать свой великий праздник - "Вальпургиеву ночь". Самое известное из таких мест находится на вершине скалы, у основания которой расположился живописный городок Тале. Это - младшая сестра Броккена - вершина Hexentanzplatz - «Ведьмина танцевальная площадка».
«Ведьмина площадка», как и вершина горы Броккен, являлась, по всей видимости, культовым местом древних саксонцев, где в ночь на 1 мая проводились языческие празднества в честь хагедис - пророчиц, известных в германской мифологии также как идисы и дисы, отправлявших культы в местах поклонений в лесах, горах и в священных рощах. Несмотря на запрет древних языческих верований со стороны принявших христианство германских императоров, в раннее Средневековье саксонские племена по-прежнему стремились сюда, чтобы продолжать совершать древние ритуалы своих предков.
Хроники рассказывают, что саксам неоднократно удавалось перехитрить караул, выставленный здесь по указанию Карла Великого. Переодевшись в чертей и ведьм и вымазывая свои лица черной сажей, взяв с собой метлы, вилы и факелы, они, пронзительно завывая, являлись перед стоявшими на страже франками. Те, напуганные до полусмерти, разбегались кто куда и долго еще рассказывали о жуткой веренице чертей и ведьм, вдруг появлявшихся в ночи перед ними невесть откуда.
Над долиной реки между скалами в 1863г. был протянут деревянный "Чертов мост" (Teufelsbruecke). Он находится прямо над водоворотом реки Боде. С давних времен после сильных дождей или во время таяния снегов вода устремляется сюда и с бешеным ревом стремится вниз. По легенде этот мостик люди смогли построить только с помощью Князя Тьмы.
ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
..Как облик этих гор громаден!
Как он окутан до вершин
Ненастной тьмой глубоких впадин
И мглой лесистых котловин!
Как угольщики, черномазы
Скопившиеся в них пары,
Как будто это клубы газа
Из огнедышащей горы.
И правда, языком багряным
Бросаясь к облакам седым,
Здесь пламя борется с туманом
И пробивается сквозь дым.
Вон искры отлетают блесткой,
Вон в виде крупного зерна.
Но вот скала у перекрестка
Вся доверху озарена!
Как он окутан до вершин
Ненастной тьмой глубоких впадин
И мглой лесистых котловин!
Как угольщики, черномазы
Скопившиеся в них пары,
Как будто это клубы газа
Из огнедышащей горы.
И правда, языком багряным
Бросаясь к облакам седым,
Здесь пламя борется с туманом
И пробивается сквозь дым.
Вон искры отлетают блесткой,
Вон в виде крупного зерна.
Но вот скала у перекрестка
Вся доверху озарена!
И.В.Гете. "Фауст"
(пер. Б.Пастернака)
(пер. Б.Пастернака)
Так когда-то Иоганн Вольфганг Гетте описал горы Гарца, выделив из них первую среди равных - Броккен, - в одну-единственную ночь в году с 30 апреля на 1 мая, когда в Вальпургиеву ночь нечистая сила празднует здесь свой самый главный праздник - шабаш ведьм.
Вершина Броккен в народе исстари называлась Блоксберг. Она не нуждается в представлении. Это, пожалуй, самая знаменитая гора Германии, хоть и не отличается ни высотой, ни особенной красотой своих ландшафтов. Да к тому же существенным минусом Броккена является суровый климат: она со всех сторон продувается ураганными ветрами. Почти круглый год гору окутывает густой туман, зимой температура воздуха может опускаться до -28°C.
Но эта "лысая гора" Гарца овеяна множеством легенд, преданий, мифов, что долгие столетия создавались в этой местности. Большинство из них связано с той последней апрельской ночью, которая в народе называется "Вальпургиевой".
Празднование Вальпургиевой ночи – это традиционно европейская традиция. Ее истоки относятся еще к дохристианской эпохе. Языческие германские племена, - эти древние жители Гарца, - отмечали в этот день наступление теплых летних дней и окончание холодного годового цикла. Эта дата считалась днем свадьбы великого Вотана, или Одина, - верховного божества в пантеоне богов германцев.
В наши дни Вальпургиева ночь празднуется в Гарце по меньшей мере в двадцати местах. Центром действа является, конечно же, сама гора Броккен, как, впрочем, и другие места: горный массив Ханненклее, "Ведьмина танцевальная площадка", городки Вернигероде, Тале, Бад Грунд, Санкт-Андреасберг.
Весь Гарц в эту ночь кишит странными персонажами: скрюченными от старости колдуньями, красивыми до жути молодыми ведьмочками, прочими демоническими сущностями. Везде пылают ярким пламенем костры, раздаются крики, хохот, завывания, повсюду танцуют и празднуют. На горе Броккен в Вальпургиеву ночь проходит, как правило, театральное представление сцен из «Фауста» Гете.
БРОККЕНСКИЙ ПРИЗРАК
..Путь лежит по плоскогорью,
Нас встречает неизвестность.
Это край фантасмагорий,
Очарованная местность...
И.В.Гете. "Фауст
О Броккенском призраке известно с давних времен.Так, существует средневековая немецкая легенда о пастухе, который, убегая от разбойников, пытался укрыться в горах и оказался на горе Броккен. Остановившись на спасительной гряде камней, он перевел дух, но вдруг заметил под облаками нечто, от чего он вновь задрожал от страха. Над склоном, уходящим вниз, стояла, паря в воздухе, огромная темная фигура, слегка окутанная туманом. Ноги ее тонули в клубящихся облаках. Человек был окружен светлым ореолом, похожим на нимб святого. Гигантская фигура была значительно выше церкви, в которой пастух молился по воскресеньям. Пораженный человек, не зная, как реагировать на происходящее, поднял руку и помахал гиганту. И вдруг тот помахал в ответ. Пастух испугался сильнее прежнего и отступил назад. Темный силуэт в тумане тут же исчез.
В семнадцатом же веке гора Броккен вдруг привлекла внимание немецких священников. Те посчитали, что на Броккене происходит немыслимая дьявольщина, и строжайше запретили прихожанам подниматься в горы, чтобы среди людей не возникала паника.
Летом 2004 года турист Андрес Марчетти был на горе Броккен и, вернувшись, сообщил о странном явлении. По его словам, он забрался на вершину горы и увидел оттуда в тумане не одну, а две человеческие фигуры . Итальянец посчитал, что его тень раздвоилась в дымке, и стал тогда совершать различные движения, чтобы проверить свою догадку: поднимать кверху руки и подпрыгивать. Тем не менее, вторая тень, как ни странно, не шевелилась, хотя была совсем близко к первой, словно рядом с Антонио Марчетти присутствовал кто-то другой. Обескураженный Марчетти битый час осматривался вокруг и даже окликивал незнакомца, однако так никого и не обнаружил.
Выше всех, на самом большом валуне, сидит дьявол, со смехом показывающий на середину «Ведьминого кольца». Справа от него, на камне поменьше, сидит его доверенное лицо, весьма странное существо, - некая помесь свиньи, грызуна и ящера. Скульптор дал ему имя «Гомункул»3. Третьей в кругу является уродливая блудливая ведьма, которая по наущению дьявола пытается, подвинув огромный камень, замкнуть «Круг зла».
Стояла когда-то в лесу, неподалеку от скалы Ильзештайн, небольшая хижина. Жил в ней старый угольщик со своей семьей. И был у него сын Готфрид – красивый смышленый мальчик с длинными белокурыми волосами.
Семья жила бедно, и часто в доме нечего было есть, поэтому Готтфрид выполнял для соседей небольшие поручения и разную мелкую работу, чтобы как-то поддержать своих родителей.
А неподалеку от хижины угольщика, на опушке леса, стоял домик одной женщины, которая когда-то пришла сюда из дальних мест. Ее звали Вальпурга*, больше о ней ничего не было известно: она была нелюдима и мало общалась с соседями. Но людям казалось, что она богата и нужды ни в чем не знает, потому что та никогда и никого ни о чем не просила. А то, что люди не понимают, они объясняют по-своему.
Однажды в дом к Вальпурге постучалась бедная больная нищенка с маленькой дочкой. На другой день нищенка умерла, и девочка осталась сиротой. Вальпурга приютила сиротку у себя, заботилась о ней и воспитывала, как собственную дочь. Малышку звали Лиза, это была премиленькая девочка с золотистыми длинными волосами и большими карими глазами, как у лани. Готтфрид, который часто собирал для продажи еловые шишки, приносил их и в дом госпожи Вальпурги. Дети были очень дружны меж собой и часто играли вместе.
Вальпурга была знахаркой и часто уходила в горы собирать травы для своих снадобий. Но стали люди замечать, что каждый год, в последний день апреля, она уходит из дома и возвращается только через два дня. И пошел в народе слух, что в эту ночь, что прозвана в народе "Вальпургиевой", она летает ведьмой на гору Броккен.
Шло время. Готтфрид и Лиза становились взрослыми, но по-прежнему все дни проводили вместе. Однажды девушка рассказала, что к ним часто приходит с визитом один богатый господин и всегда приносит деньги. Гость постоянно носил изящное черное бархатное пальто на красной шелковой подкладке. С Лизой незнакомец был очень ласков, гладил ее по волосам и по щеке и как-то сказал, что скоро она вместе со своей названой матерью придет к нему в гости. В деревне тоже видели этого незнакомца, и одна кумушка утверждала, что заметила у него вместо ноги лошадиное копыто. И вот все соседи стали говорить всё громче и громче: госпожа Вальпурга знается с нечистой силой. А все ее чудодейственные лекарства, приготовленные из трав, плодов и корней растений, слухи только подкрепляли. Впрочем, несмотря ни на что, люди и не думали отказываться от помощи старой травницы, только приходили к ней теперь по вечерам, в темноте, чтобы оставаться незамеченными.
Слухи, что она ведьма, становились все сильней и сильней. И вот однажды к ней в дом пришли стражники и увели женщину прочь. Знахарку посадили в тюрьму, обвинили в колдовстве, и над ней начался судебный процесс.
Поначалу Вальпурга клялась в своей невиновности, но когда ее подвергли пыткам, она во всем созналась. Подробно рассказала она о своих преступных делах – как верхом на петухе летала на Броккен, как пировала там вместе с Сатаной и другими ведьмами, как вино лилось рекой, какое разнузданное веселье царило там, как вся нечистая сила пела, танцевала, летала над Броккеном. И как все присутствовавшие там ведьмы клялись вечно служить Сатане, а тот обещал им, что за верную службу они не будут ни в чем нуждаться.
Приговор, вынесенный злокозненной ведьме, гласил: Вальпурга как мерзкая колдунья, сознавшаяся в своих злодеяниях, подлежит сожжению на костре.
Все эти дни Лиза никуда не выходила, сидела дома и плакала день и ночь. Готтфриду она сказала, что никогда не сможет поверить, что ее мать – ведьма, ведь она всегда помогала любому, кто бы к ней ни обращался, а сейчас люди забыли все доброе и ополчились против нее. Девушка также рассказала ему, что отец Вальпурги был когда-то у господина графа придворным лекарем и обучил всем премудростям лечебного дела свою дочь, вот поэтому та и была так искусна во врачевании.
Когда Вальпургу перестали пытать, она отказалась от всех своих показаний, говоря, что всегда в ту последнюю ночь апреля ходила к Броккену, чтобы собирать там травы, которые в эту пору особенно целебны. Их приносила она в замок Вернигероде, где за них очень щедро платили. Когда ее показания проверили, оказалось, что она говорит правду. Готтфрид думал день и ночь над тем, как бы ему помочь бедной госпоже Вальпурге. Он с самого начала не верил в ее вину, но придумать ничего не мог. И вот в один из этих печальных дней сидел он в лесу над Ильзештайном, облокотившись о скалистый выступ, и вскоре, устав от своих мыслей, заснул. Внезапно кто-то заговорил с ним. Это был гномик, который появился из скалы. Маленький человечек сказал: «Возьми эту палочку, она открывает все замки, только прикоснись к ним. Так ты откроешь и дверь темницы, где сидит госпожа Вальпурга. С собой ты должен взять невинную девушку. Она поможет тебе вывести оттуда пленницу. Приведите ее домой, задержать вас никто не сможет. Никто и не отважится помешать вам».
Готтфрид проснулся и протер глаза. «Что за странный сон», - подумалось ему, но что за чудо было у него в руках?! И в самом деле – он держал небольшую палку. Она и выглядела точно так, как та, что во сне отдал ему гномик. Теперь у него был способ освободить госпожу Вальпургу.
В то же самое время Лиза у себя в домике ломала голову над тем, как помочь своей приемной матери. Вдруг она увидела перед собой эльфа, окутанного в тончайшую вуаль. Эльф снял ее с себя, протянул Лизе и сказал: «Набрось это на свою мать и веди ее из тюрьмы домой!». Сказав это, эльф исчез.
Лиза подумала, что она грезит наяву, но в руке ее осталась тончайшая сверкающая вуаль. Быстро побежала она к хижине угольщика, чтобы рассказать Готтфриду обо всем. Но тот уже спешил ей навстречу, держа в руках палку гномика. Выслушав Лизу, юноша сразу понял, кого имел в виду маленький человечек, говоря о невинной девушке, которую нужно взять с собой. Вдвоем они решили в ближайшую же ночь отправиться вызволять Вальпургу.
Когда стемнело, они взяли палочку гнома и вуаль эльфа и пошли к замку Вернигероде, где находилась тюрьма, в которой сидела знахарка. Лиза набросила на себя вуаль, взяла в руки палочку и вошла в замок. Все двери с легкостью открывались перед ней! И вот девушка стояла уже перед темницей. У входа лежали спящие стражники. Она легко обошла их, никто не проснулся. Наконец она очутилась перед камерой, где находилась ее мать. И эту дверь она смогла открыть легко и бесшумно. Вальпурга лежала на жестком каменном ложе и беспокойно ворочалась во сне. Лиза разбудила ее и тихонько шепнула на ухо, чтобы та поднималась и следовала за ней. Без задержки они вышли на волю, добрались до своего дома, и никто их не задержал.
На следующее утро стражники рассказали, что видели ангела в белых одеждах. Он-то и освободил пленницу, а помешать ему они не посмели. И в тот же день граф чудесным образом объявил Вальпургу невиновной, и суд оправдал ее. А незнакомец в черном, посещавший дом Вальпурги, оказался отцом Лизы. Он и присутствовал на свадьбе ее с Готтфридом, где щедро одарил обоих.
Последнее редактирование: