Барин
Администратор
- Сообщения
- 8 670
- Реакции
- 54 469
- Баллы
- 499
- Автор темы
- #1

Народные представления о нечистой силе, наполняющей пространство человеческого жилья, весьма обширны и многообразны; количество мифологических персонажей, связанных с домом, достаточно велико. Некоторые из них обнаруживают такое сильное сходство между собой, что можно говорить об их синонимичности. Иногда, напротив, один персонаж имеет столь разнородные характеристики, что мы наблюдаем отношения омонимии, когда одним и тем же именем наделяются различные в своей основе образы.
Домовой
Центральным среди всех духов культурного пространства, а потому самым сложным, многогранным, вобравшем в себя множество изначально чуждых ему, по-видимому, черт, является домовой. Этот образ имеет пересечения практически со всеми мифологическими персонажами, так или иначе связанными с домом, а потому наделен самыми разнообразными функциями и способами проявления. Сложно однозначно определить "мыслительную основу" (по выражению В. Я. Проппа) образа домового. С. В. Максимов приводит следующую легенду о происхождении "хозяев" человеческого жилья: "Когда Господь, при сотворении мира, сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи". Она восходит к представлению о том, что нечисть наполняет каждую точку, каждый уголок пространства, но в различных сферах обитания ей дается свое особое название.
Но возможен и иной взгляд на исконный характер образа домового: он воплощает сакральную атмосферу дома, это genius loci, постоянно охраняющий жизнь человека и его хозяйство. Существует и соответствующая этой версии легенда, согласно которой различные мифологические персонажи изначально возникали как цельные образы с конкретными названиями, то есть уже при сотворении они обладали особым комплексом характеристик и функций: "Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы".
Таким образом, видно, что уже в самом подходе к рассмотрению образа домового возможны варианты, противопоставленные друг другу. Как мы покажем ниже, внутренне этот образ не менее противоречив, его характеристики весьма неоднозначны.
***
ДОМОВОЙ - НАСЛАННЫЙ КОЛДУНОМ ЧЕРТ
Домовой имеет связи с очень многими "нечистыми" мифологическими персонажами. Порой происходит почти полное слияние двух образов. Например, имеется свидетельство о том, что домовые бывают только у колдуна, так как они являются нечистой силой, а также рассказы о том, что колдун напускает домового в человеческое жилье, где тот хулиганит. В обоих случаях от домового остается лишь название, а по сути дела речь идет о "помощниках" колдуна и о чертях, которых он, по традиционным представлениям, напускает в дом другого человека.
Из всей нечисти с образом насланного черта образ домового пересекается, пожалуй, больше всего. Проявления рассерженного "хозяина" дома и напускаемого черта практически одинаковы, иногда функции одного переходят к другому, и наоборот. Например, в одном из рассказов черт говорит хозяину, где "деньги ляжать", таким образом утрачивая свою главную характеристику, отмеченную Э.В.Померанцевой, а в другом говорится, что домовой был наслан колдуном, скидывал дрова, оборачивал квашню и др., то есть совершал "исконные" действия черта, хулиганящего в доме. Осмысление хулиганства нечисти в доме (наваливание во сне, сдергивание одеяла, прикосновения, шум и материализация в различных обликах, "выживание" человека из дома) как действий домового тоже, видимо, имеет в своей основе переход функций от черта к домовому. Но народное сознание в большинстве случаев достаточно четко отделяет эти два образа друг от друга. Чтобы понять, почему, при столь сильной тенденции к слиянию, грань между домовым и чертом не перестает осознаваться, надо рассмотреть их с точки зрения времени и пространства.
Что касается черта, напускаемого в дом колдуном, то здесь может создаваться весьма выразительный и специфический образ почти легендарного беса с четко очерченным характером, с которым человек вступает в различные взаимоотношения, общается, даже дерется. Но отношения со временем и пространством у этого черта двойственные. С одной стороны, он, так же, как и домовой, невидим и может подстеречь мучимого им человека в любую минуту, то есть не имеет формы и вполне владеет как временем, так и пространством, но, с другой стороны, не совсем самостоятелен в своих действиях: он не "хозяин" дома, а "подчиненный" колдуна. Роль последнего в данном случае заключается в ограничении черта различными рамками: прежде всего, функциональными (поэтому образ такого черта весьма яркий и цельный, он не "расползается", как образ домового) и временными (он прислан на определенный срок, в отличие от домового - непременного и постоянного обитателя человеческого жилья). Эти ограничения, в свою очередь, задают новые характеристики черта: моменты активности (черт приходит в дом в 12 часов, причем на очень короткий срок: 5-10 минут), материальность, осязаемость (черт не просто проникает в дом, а лазает через верхник, в него можно попасть поленом, т.е. он как будто имеет объем, не имея формы), привязанность к определенному локусу ("У одного мужчины жил черт на печке" [11]). В справочнике М. Власовой имеется даже свидетельство о том, что черта "убить... можно лишь медной (серебряной) пуговицей (традиционный способ погубить колдуна - Н. К.)", то есть он приобретает абсолютную телесность.
Скачать:
Вам нужно авторизоваться, чтобы просмотреть содержимое.
Скачивать без ограничений