Asy999
Модератор
- Сообщения
- 4 693
- Реакции
- 17 564
- Баллы
- 499
- Меценат
- Автор темы
- #1
Былички - народные рассказы о нечистой силе,леших, русалках и домовых.
Летуны
Я видела два раза огненные снопы — летунов. Однажды вечером на гулянье за поселком, когда еще молодой девчонкой была, мы плясали под гармонь, и вдруг один парень как закричит: «Смотрите! Смотрите! Что летит!» ,Все взглянули на небо и увидели горящий сноп. Он летел к нашему поселку и рассыпался, разбрасывая искры. Люди говорят, что летуны знают, куда им надо лететь.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова. М. А. Арташина, М. В. Белоус.
Дикой
Первый год войны был. А мне ехать надо было в другую деревню.Михаил Иванович покойный дал мне лошадь. А Павел Васильевич говорит:— Езжай осторожней, в Луговке Млит Дикой часто ходит!Ну, поехал я. Лошадь хорошая была, кликали ее Милка. Ходко она ехала. Доехали мы до места, и вспомнила я, что тут Млит. Как лошадь мост пробежала, пересекла, так на дыбы и встала и ноздрями дышит. И скачками, скачками в левую сторону пошла. Сани снегу полны, а дороги нет. Ходила - ходила — нет дороги. Давай Иисусу молитву читать!Тут поглядела я — вижу — мужчина. Так высок и шапка клином. Как страшен! Это Дикой и был. Опять стала молитву читать. И исчез. И дорога передо мной оказалась.Только кобыла пропала. Ну, я домой пошла. Подхожу к деревне, а лошадь в ограде стоит. Как туда попала, не знаю. А еще год назад я так же в лесу заблудилась. Дикой у меня дорогу украл—негодный кошкодер.
Зап. от Елизаветы Ивановны Банниковой (1910 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.
Диконькой
Как от Тананкн па Пиштань идти, там есть место в тайге, где Диконькой появляется. Он большой, в острой шапке. Людей пугает,лошадей. Если кого не любит, так в лесу запутает, с дороги собьет.
Зап. от Зои Ильиничны Подоплеловой (1912—1989) в д. Танайка Шарангского района в 1986 г. Н. В. Морохин
Екшук
Давно дело было. Пошли мы с подружками по бруснику. Костер на тропинке разожгли, а он никак не разжигается. Старые люди говорили:Екшук здесь ходит. Если костер и разожжется, то ветер его все равно разметет. С Екшуком медлить нельзя — надо уходить.Сейчас-то этого ничего нет. А раньше был мужик—так он понимал это дело — колдовство. Встречался ему Екшук, так борются они. Если крест носили, так крест сорвет — сильный, И заблудиться можно было из-за Екшука. У меня хозяин в лес поехал, а лошадь не везет. Тогда лошадь перепрягают, хомут задом наперед одевают. У нас тоже раз ездили,ездили — все дрова вываливали. Не едет лошадь и все, не смогает везти.Потом перекрестились. А Екшук за-хлопал в ладоши и говорит:— А,— говорит,— догадались!Это, говорят, было давно. Теперь этого нет.
Я девчонкой еще была. Летом мы хлеб молотили, а иной раз уходили со своей полосы за малиной. Вот раз я пошла за малиной на эту полосу.Сестру звала, а та не хочет. Я обиделась на нее. И по всякому ее ругаю— чертовкой, сатаной. Собираю малину. И вдруг подул ветер какой-то холодный. И я уже в ельнике в темном. «Ой, господи!— думаю.—Что же я делаю? Как же я сестру-то поругала! Что же теперь?»Это меня Ексюк проучил: он услышал. Тюньга — речка там была. Как пройти, не видно, куда иду, не пойму. Давай бога просить: что же это я как Маруську поругала, согрешила. И вдруг выхожу на дорогу большую.Что за дорога, не знаю. Но дяденька идет. Я ему говорю: «Заблудиласья. Куда мне идти?» Он объяснил, что это в Изъянку дорога. Идет со мной. Так и до дому дошла.
Зап. от Марии Яковлевны Малышевой (1915 г. р.) в с. Черномуж Шарангского района в 1991 г. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, Л. В. Калинина, Н. В. Слепнева.
Килемарская дорога
Раньше мама за покупками ходила, в Шарангу. Это очень далеко через тайгу, через Килемары, через Роженцово — километров пятьдесят. Вот она
ушла один раз в Шарангу, а Леший решил меня заманить. Из лесу какая-то старушка незнакомая вышла и говорит мне:
— Мать тебе велит себя на лошади встретить — покупок много.Мне было двенадцать лет. Запрягать я еще не умела. Кто-то мне запряг лошадь, вожжи дал — и поезжай. В лесу у меня лошадь остановилась. А ночь. И Они где - то идут и разговаривают. Далеко слышно и непонятно, на каком языке. Я подумала — это мать идет, может,с кем.
Кугу Енг - огромный человек
Ночью зимой в Кувербовской келемети такое делается! Обходишь ее подальше, как со станции идешь. Раз посмотришь — костер горит, а возле него фигуры большие колышутся. Или огоньки маленькие, по келемети летают. А утром там по свежему снегу видали очень большие следы босых ног. Это Кугу Енг приходит к костру.
Зап. от отказавшейся себя назвать женщины в д. Куверба Тоншаевского района в 1992 г. А. В. Харлов.
— Эви!— по-марийски кричу. И чувствую — это Они. Волосы у меня поднимаются, по телу мороз! Я же знаю, рассказывают — лошадь выпрягут,сани забросят на елку. Лошадь стронуть хочу — лошадь не идет. Господи Иисусе! Помоги! аминь! Аминь! Упряжь крещу, сани, лошадь. Господи,помоги! А Они лошадь разворачивают, насели на нее, ездить по ней принялись. Их не видно, лошадь ни с места, а они на ней едут,изматывают ее. Но, видно, помогла крестная сила — к утру отпустили они нас.А мать другой дорогой шла, она меня не звала — дома уж она была.
Зап. от А. Ф. Лапшиной в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990 г. О. В. Жуковская, С. Ю. Камерилова. Н. В. Морохин, А. В. Харлов.
Лесной человек
Вот произошел случай тут с женщиной. В чем-то она провинилась перед ним, что-то в лесу, наверно, не то делала, не то говорила.Пошла в лес по грибы с корзиной. А в лесах ее ждал человек. Он ее подманил к себе, посадил на спину и понес в лес. Ее очень долго искали. Сутки ее нет, вторые нет, после стали молиться за нее. После этого, видимо, он ее со спины ссадил и наказал ей не говорить, где была, не сказывать никому. Люди ее видали, как она выходила к мельнице. Вся одежда была рваная, оборванная.Она долго не говорила, что с ней было. Потом сказала все. И после этого прожила недолго — померла.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.
Млит
Мой отец лесовщик. Один раз они поехали с бригадой в лес, и у них там мужик пропал. Они его стали искать. Но в этот день не нашли.Только как в двух церквях молебен отслужили, нашли его на пне за тридцать километров от того места, где были с бригадой. Когда егоспросили, что с ним было, он рассказал:
— Где я только не был, где я только не был, и кормили хорошо. Даже ноги не мочил, хотя через реки и болота шел. Это меня Млит на спине таскал. Все мне показывал.Правда, после этого случая он скоро умер.Я своими глазами Млита видела. Как-то два года назад пошла в Ширту к сестре. Было это вечером. Иду-иду, и вдруг дорогу потеряла.Испугалась, стала молитву читать. Когда читала и увидела Млита. Он мне бородатым показался. Я молитву дочитала и дорогу нашла. А слыхала я, что Млит далеко уносит и уводит.
Зап. от Пелагеи Петровны Веселовой (1917 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.
Не показывай пальцем на Луну
Раньше одна девушка вышла было за водой и сказала другой девушке: «Вот и Луна показалась!» Другая ей сказала: «Не показывай пальцем: Луна может притянуть к себе».А Луна это видела и подняла эту девушку к себе.
Зап. от 3. Ф. Маяковой (1929 г. д.) в с. Бол. Селки Тоншаевского района и 1966 г. Ф. И. Айплатов.
Неведомая сила
Работал я как-то на лесоповале на реке Юронге. Летом лес сплавляли,а осенью пошел деньги за работу получать. А темнеет рано осенью-то. С деньгами боязно возвращать-ся лесом, но иду. Вдруг сзади — шум, звон.Оглянулся — тройка как барская, серая, в яблоках скачет. На облучке мужик, в повозке — две женщины. Смеются, шутят. Просил я их с собой взять, подвезти, но не взяли. Говорят — только до Кузьменок едут. Когда я дошел до Кузьменок, опросил, пролетала ли здесь тройка такая.Но никто не видел. А потом я узнал — в тот самый вечер у одного мужика дочь задавилась. Это были черти-дьяволы — они за ней ехали.
Зап. от Якова Трофимовича Сергеева (1910 г. р.) в д. Нестерино Воскресенского района в 1990 г. О. Н. Ляпаева.
Нечистая сила
Рассказывают, черти являются к тем, кто тоскует. Виг к одной бабе мужик ходил, а он чертом оказался! Затаскал, затерзал однажды женщину
до смерти и исчез.А вот бывает, что домовые заводятся в избах. А хозяева даже неподозревают, что в доме он есть. А вот если часы тикают, а часов нет в доме, то это верно — домовой завелся.А в воде черти водяные живут. Они страшные — длинные волосы, длинная рубаха, и детей к себе домой заманивают.
Зап. от Веры Анисимовны Лопатиной (1923 г. р.) в д. Бол. Юронга Воскресенского района. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.
Нечистая сила(2)
Власть нечистой силы проявлялась и в некоторых поверьях о"чертятниках" (людях,, связанных с чертом), способных совершить порчу людей, награждая их болезнями, припад-ками, тоской – порчей, как называлось это обобщенно.Сами чертятники, а порой оборотни попадали иногда впросак.Существовало поверье, что в ясный безветренный день появление небольшого вихря. вроде карликового песчаного смерча, было проделкой чертятника. Бросив в центр этого вихря с соответствующей молитвой нож или вилку, можно было услышать стон или увидеть капли крови от пострадавшего чертятника, незримо находившегося в вихре.
Пожалуй, по количеству всех этих легенд, поверий Павлово не отставало от гоголевской Диканьки.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове
Оборотень
Вот одна рассказывала. Сын у нее оборотнем сделался. Превратиться мог в кого угодно: в зверя, в птицу, в волка, в зайца. Она раз пошла куда-то, а заней кошка бежит, бежит за ней. Так всю дорогу и обратно. Пришла, взяла ножницы, и остригла ухо кошке-то.На следующий день смотрит — сын не поднимается с кровати, захворал.Она посмотрела, а ухо у него нарушено.Так и сделался он у ней колдуном.
Они колдуны-то, говорят, умирать не могут. Силу и колдовство свое отдать должны. А умирают они, только когда охлупень снимают с крыши.
Зап. от Наталии Григорьевны Пуртовой (1930 г. р.) в д. Керганы Шарангского района в 1991 г. И. Г. Фирова.
Огненный сноп
В воину это было со мной, я еще мальчишкой был. Гуляли мы как-то вечером часов в одиннадцать. Направился домой. Смотрю — на дороге два огня движутся. «Ну, - думаю, кто-то фары зажег».Тут один огонь пошел прямо на меня. Я — бежать. Далеко убежал а он как огненный сноп — такой, огненным змеем у нас его зовут за полметра от меня повернул и в другую сторону пошел. Тут склад был деревянный.Так вот на склад. Я думаю: «Сейчас вспыхнет!»А он дальше пошел прямо на келеметище. Вот на горе у нас оно,Келемет — вроде — лешего, а это его место.Молодой тогда был, сейчас бы не побежал, остановил-ся. Говорят, змей на человека не пойдет, а дойдет до человека — рассыпется золотом.А куда второй огонь делся, я не видел.
Зап. от Егора Егоровича Архипова (1931 г. р.) в д. Ромачи Тоншаевского района в 1990 г. Т. В. Михайлова и Т. Е. Аксенова.
Огненный сноп(2)
Когда помрет муж или ребеночек, хозяйке кажется, что леший к ней летает. Прилетит как огненный сноп, как самолет, влетит в трубу дома.Вот к мужу моему второму жена покойница все ходила, ночью казалось приходила к нему. Ночью сплю и слышу, как он заматерился. Оказывается, Леконида к нему прилетела и снегу за шиворот положила. Муж схватил костыль и в нее кинул. С тех пор не появлялась. Я один случайсама видела. Отец у нас учителем был и приходил домой поздно. Мама скучала, в окно смотрела и мы-то смотрели. Мне было девять лет, брату—пять. Вот как раз соседа убили четыре года назад. Вдовушка осталась с одними детьми. Говорят—прилетал к тетке Дарье кто-то в образе мужа.Она боялась — никому не говорила. Вот вечером темненько было, смотрим в окно. Мама спрашивает: «Гера, видишь?»С северной стороны огненный сноп влетел в трубу. Перетянутый-то чисто сноп. И прямо в трубу. А уж как вылетел-то, не знаю.
Зап. от Ф. Я. Носковой в д. Пеньки Тоншаевского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Е. В. Зырянова.
О домовом
Случается, когда к женщине приходит домовой в образе человека. Это бывает, когда женщина тоскует по умерше-му мужу или ребенку. Домовой сначала заманит ее, потом высушит, тоску наведет, и женщина быстро умирает. Как только люди замечают эту женщину, что домовой ее посещает, они ее предостерегают от этого, молятся за нее. А сама женщина,чтобы уберечься от злых намерений домо-вого, когда ложится спать,натыкает иголок по краям кро-вати или положит с боков кровати детей.Домовой придет, уколется, затем хлопнет дверью — и только изба дрогнет.Домовой в подполье живет. Его никто не видел, живет невидимкой. Идет
бывало, когда спишь, и душить начина-ет. К плохому человеку холодным обернется, к хорошему — теплым. Спросит человек:
— К худу или к добру?
— К худу, к худу, к худу! — скажет.
Закрываю однажды двери на ночь — ворота, задвижки, защелки. Лежим в пологе, вдруг слышим громко так— «топ-топ» слышится во дворе. Потом шаги по лестнице... Гремят, падают замки. «Что за черт?»— думаю. И страшно, и интересно. Нюра за плечо трясет: «Что двери не закрыл?» —«Да закрыл!»—говорю. Встал, вышел в сени—никого нет и все запоры на месте. Вернулся. Опять — 'топ-топ!» Вот у двери завозился, вот защелка упала, дверь открылась... Вот по комнате уже ослышится «топ-топ».Боязно — не показываюсь.Пошуршал еще в доме и затих.
Зап. от Елены Даниловны Ивановой (1929 г. р.) в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.
О чертях
1.Раньше чертей много было. У нас в бане нельзя было мыться третьей партией. Там черти поджидают. У нас тетка пошла мыться третьей партией, так ее черти живьем сожгли.
2.Ночью трактористы боятся пахать. На многих полях ночью черти пашут.Их называют. Уди Каящ (Плохое Ви-дение), а чертями нельзя называть.Беду накличешь.
1. Зап. от Екатерины Афанасьевны Краевой (1973 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева, Л. В. Калинина и Н. М. Самхарадзе. 2. Зап. от Геннадия Михайловича Краева (1966 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Л
Порт Оза - хозяин дома
В каждом доме живет какой-то хозяин. Он не добрый, не злой, иногда помогает, иногда мешает, даже задушить может. Его называют Порт-Оза или Оза-Потя — так его на-зывали. Живет он под печкой. Когда спишь, он стучит, ходит, бегает.
Зап. в с. Бол. Ошкаты Тоншаевского района от В. В. Теркина в 1991 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов.
Почтальон и леший
Раз ночью шел почтальон через лес. Вдруг рядом человек появился и говорит:
— Давай, с тобой выпьем!
— Не хочу.
— Да по сто грамм всего!
— Ну давай!
Взял стопочку, перекрестился, а человек-то пропал.
Зап. от Е. А. Краевой в д. Ст. Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Л. В. Калинина.
Про лешего
Про лешего слышала. Живет у нас в деревне Лиза Бан-никова. Вот с ней и произошла страшная история. Летом собрались девчата за грибами,пошли. Разбрелись, кто куда. А Лизка отстала от нас и тем временем была на поляне. Вот тут-то ее леший у самой опушки и утащил.Она потом сама рассказывала. Как он отпустил ее, дол-го ходила, куда шла, сама не знала. Испугалась, потеряла корзину, искать ее стала.Даже через болото переходила. Леший ее крутил. А под вечер ей плохо стало. Говорила, сильно к земле ее давило. Ближе к ночи примостилась у дерева в лесу. Где потом была, она и не знала. Как рассвело, очнулась и стала искать дорогу. А как выходила из лесу, ее подобрал трактор,который проходил по дороге. После этого случая она долго болела.
Зап. от Е. Ф. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова, М. А. Арташина и М. В. Белоус.
Русалка на ветвях сидит
Еще с древности люди селились по берегам рек. Поэтому существует много легенд и преданий о жителях подводного царства. Вот, например,легенда о русалках.Люди сказывали, что летом, от Троицы до Петрова дня, русалки вылазят из воды на берег. Они странствуют по берегам рек в поисках женихов. В основном залазят на деревья, прячутся в листве и поджидают одиноких путников. Они останавливали их, завлекали красой своей, речами сладкими. А затем спускались с деревьев и защекачивали "любимого" до смерти, а потом уволакивали его в речку.Чтобы уберечься от русалочьих колдовских чар, мужики носили с собой пучки полыни, собранные в субботу накануне Троицы. В Троицкую неделю или, как ее называют в народе, Русалочью утопленницы выходят на берег и водят хороводы, купаются в реке, плещутся при луне, качаются на ветвях деревьев.Не знаю, правда, не знаю, нет ли, но так люди сказывают.
Записал от Быдреевской Ирины Ивановны, в г.Семенове в 2000 г. Игнатова
Суртан
Еще в 1924 году мой дед Кузьма Егорович Маяков рассказывал: Стояла огромная липа, потом она повалилась, сейчас от нее остался лишь пень.Люди приходили к этой липе и оставляли на специальной для этого тарелке деньги. Перед восходом солнца каждый раз старик Суртан с огромной бородой брал эту тарелку и тряс так, что вокруг слышался звон монет. Этот звон монет и тарелки доходил до нашей деревни. Все слышно было. Мы, маленькие еще, пугались. Суртан жил в этой самой липе. У него была тропка от этой липы до леса. Ходить по этой тропинке боялись. Даже лошади не ходили по этой тропе: пугались. Они вставали на задние ноги, так упирались. Даже близко подходить к этой тропинке боялись. Там мог ходить только Суртан. Он был марийским богом, вроде Иисуса Христа. Мой дед очень верил и ходил к этой липе. На моление можно было брать свою жену, а другим женщинам, детям ходить туда запрещалось. За это наказывали как следует.
Зап. от К. Д. Маякова (1912 г. р.) в с. Б. Селки Тоншаевского района в 1961 г. В. А. Акцорин.
Тайна дома № 25 по улице Шмидта
Многие истории были связаны с нахождением кладов (заветная мечта бедноты). Признаки нахождения кладов выражались появлением животных желтоватого цвета (сходство с цветом золота).Например, в доме №25 по улице Шмидта появлялась желтая курица, на чердаке этого дома. Время появления было временем суток между
полуночью и часами выхода солнца. Чаще всего такие явления наблюдались в летний период. Для взятия клада надо было знать определенный набор молитв и заклинаний вроде: "Аминь. Рассыпься". По произнесении нужных слов появившаяся фигура рассыпалась набором золотых монет. Однако за жизнь, прожитую мной и моими предками трех известных до меня поколений, ни перед кем появившиеся клады не рассыпались.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове
Ташман
Про лешего у нас рассказывали, что он водил по лесу людей и плутал.А являлся он в виде обычного мужика. Выйдет из-за дерева и идет навстречу. Кто в лес зашел, радуется — вот, дорогу покажут. Он и покажет, только не в ту сторону. Так и путались. И говорили — Лесной повел.Марийцы звали его «Ташман», Русские - «Некошной», «Дитятко».
Зап. от В. С. Ложкина в р. п. Тоншаево и 1990 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов
Тропка домового
Как-то я пошла в Кузнец в гости. Там мне одна жен-щина рассказывала.Болела как-то сваха Паша. И вот когда она спала, у печи начала кричать. Все кричит, а говорить не говорит. Потом проснулась, я спрашиваю:
— Сваха Паша, что с тобой сделалось?
— Душит меня кто-то, - говорит она,
Потом мне сказали, что это домовой — Пёрт-Оза давил ее оттого, что она легла на его домовую тропку.
Зап. от Татьяны Михайловны Сусло-вой (1909 г. р.) в д. Изъянка Воскресенского района в 1990 г. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.
Фетистовое чудо
Ездил татарин по деревням, сукно продавал. Дело это в тридцатых годах было. Заехал он в Большое Поле, В угловом доме у почты попросился переночевать. Утром встал - нет одного мотка. Он у хозяина спрашивает:
— Зачем взял? Отдавай! Если надо, по-хорошему могу тебе моток дать.Только красть не надо.- Хозяин — знать не знаю.— Ну, смотри, намаешься после,— сказал и уехал татарин.А в доме нечисто стало. Утром хозяева выходят — корова на овине стоит. Посуда со стола падает, бьется. Две дочки у хозяина было. Вот одну он любил, другуюто нет. То в хлеве с сеном на вертушку запрет, то на нее что уронит. А той, что любил, еще хуже приходилось: Он ее обнимал все.Уж хозяин попа пригласил — святить дом. Поп освятил.— Все,— говорит,— теперь не будет ничего! Хозяин рад, попу обед поставил. Первое съели, второе съели. Поп говорит:— Вот что творит святой истинный крест!А тут третье — чашка с овсяным киселем как поднимется. Да кисель-то прямо попу в бороду! Поп аж заматерился. И бежать.И так их целый год мучило.
А через год татарин этот тут снова появился. Приехал зимой на санях.Хозяева его увидели, побежали к нему, каяться стали.— Ладно,— говорит татарин,— учту. Из саней взял он тулуп. Пошел в дом,распахнул тулуп этот.— Ладно, погостил — поехали в другое место. Дотащил тулуп до санок,бросил его туда — они аж скрипнули — так тяжело. И уехал. А чудеса в Фестистовском доме на этом кончились.Вот что могу еще сказать. С тех пор в Большом Поле случая не было,чтобы кто-то что-либо украл. И замков не держат, и двери все настежь.Но ни у кого ничего не пропадало.
Зап. от Евгения Петровича Воронина (1957 г. р.) в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990г. Н. В. Морохин.
Летуны
Я видела два раза огненные снопы — летунов. Однажды вечером на гулянье за поселком, когда еще молодой девчонкой была, мы плясали под гармонь, и вдруг один парень как закричит: «Смотрите! Смотрите! Что летит!» ,Все взглянули на небо и увидели горящий сноп. Он летел к нашему поселку и рассыпался, разбрасывая искры. Люди говорят, что летуны знают, куда им надо лететь.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова. М. А. Арташина, М. В. Белоус.
Дикой
Первый год войны был. А мне ехать надо было в другую деревню.Михаил Иванович покойный дал мне лошадь. А Павел Васильевич говорит:— Езжай осторожней, в Луговке Млит Дикой часто ходит!Ну, поехал я. Лошадь хорошая была, кликали ее Милка. Ходко она ехала. Доехали мы до места, и вспомнила я, что тут Млит. Как лошадь мост пробежала, пересекла, так на дыбы и встала и ноздрями дышит. И скачками, скачками в левую сторону пошла. Сани снегу полны, а дороги нет. Ходила - ходила — нет дороги. Давай Иисусу молитву читать!Тут поглядела я — вижу — мужчина. Так высок и шапка клином. Как страшен! Это Дикой и был. Опять стала молитву читать. И исчез. И дорога передо мной оказалась.Только кобыла пропала. Ну, я домой пошла. Подхожу к деревне, а лошадь в ограде стоит. Как туда попала, не знаю. А еще год назад я так же в лесу заблудилась. Дикой у меня дорогу украл—негодный кошкодер.
Зап. от Елизаветы Ивановны Банниковой (1910 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.
Диконькой
Как от Тананкн па Пиштань идти, там есть место в тайге, где Диконькой появляется. Он большой, в острой шапке. Людей пугает,лошадей. Если кого не любит, так в лесу запутает, с дороги собьет.
Зап. от Зои Ильиничны Подоплеловой (1912—1989) в д. Танайка Шарангского района в 1986 г. Н. В. Морохин
Екшук
Давно дело было. Пошли мы с подружками по бруснику. Костер на тропинке разожгли, а он никак не разжигается. Старые люди говорили:Екшук здесь ходит. Если костер и разожжется, то ветер его все равно разметет. С Екшуком медлить нельзя — надо уходить.Сейчас-то этого ничего нет. А раньше был мужик—так он понимал это дело — колдовство. Встречался ему Екшук, так борются они. Если крест носили, так крест сорвет — сильный, И заблудиться можно было из-за Екшука. У меня хозяин в лес поехал, а лошадь не везет. Тогда лошадь перепрягают, хомут задом наперед одевают. У нас тоже раз ездили,ездили — все дрова вываливали. Не едет лошадь и все, не смогает везти.Потом перекрестились. А Екшук за-хлопал в ладоши и говорит:— А,— говорит,— догадались!Это, говорят, было давно. Теперь этого нет.
Я девчонкой еще была. Летом мы хлеб молотили, а иной раз уходили со своей полосы за малиной. Вот раз я пошла за малиной на эту полосу.Сестру звала, а та не хочет. Я обиделась на нее. И по всякому ее ругаю— чертовкой, сатаной. Собираю малину. И вдруг подул ветер какой-то холодный. И я уже в ельнике в темном. «Ой, господи!— думаю.—Что же я делаю? Как же я сестру-то поругала! Что же теперь?»Это меня Ексюк проучил: он услышал. Тюньга — речка там была. Как пройти, не видно, куда иду, не пойму. Давай бога просить: что же это я как Маруську поругала, согрешила. И вдруг выхожу на дорогу большую.Что за дорога, не знаю. Но дяденька идет. Я ему говорю: «Заблудиласья. Куда мне идти?» Он объяснил, что это в Изъянку дорога. Идет со мной. Так и до дому дошла.
Зап. от Марии Яковлевны Малышевой (1915 г. р.) в с. Черномуж Шарангского района в 1991 г. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, Л. В. Калинина, Н. В. Слепнева.
Килемарская дорога
Раньше мама за покупками ходила, в Шарангу. Это очень далеко через тайгу, через Килемары, через Роженцово — километров пятьдесят. Вот она
ушла один раз в Шарангу, а Леший решил меня заманить. Из лесу какая-то старушка незнакомая вышла и говорит мне:
— Мать тебе велит себя на лошади встретить — покупок много.Мне было двенадцать лет. Запрягать я еще не умела. Кто-то мне запряг лошадь, вожжи дал — и поезжай. В лесу у меня лошадь остановилась. А ночь. И Они где - то идут и разговаривают. Далеко слышно и непонятно, на каком языке. Я подумала — это мать идет, может,с кем.
Кугу Енг - огромный человек
Ночью зимой в Кувербовской келемети такое делается! Обходишь ее подальше, как со станции идешь. Раз посмотришь — костер горит, а возле него фигуры большие колышутся. Или огоньки маленькие, по келемети летают. А утром там по свежему снегу видали очень большие следы босых ног. Это Кугу Енг приходит к костру.
Зап. от отказавшейся себя назвать женщины в д. Куверба Тоншаевского района в 1992 г. А. В. Харлов.
— Эви!— по-марийски кричу. И чувствую — это Они. Волосы у меня поднимаются, по телу мороз! Я же знаю, рассказывают — лошадь выпрягут,сани забросят на елку. Лошадь стронуть хочу — лошадь не идет. Господи Иисусе! Помоги! аминь! Аминь! Упряжь крещу, сани, лошадь. Господи,помоги! А Они лошадь разворачивают, насели на нее, ездить по ней принялись. Их не видно, лошадь ни с места, а они на ней едут,изматывают ее. Но, видно, помогла крестная сила — к утру отпустили они нас.А мать другой дорогой шла, она меня не звала — дома уж она была.
Зап. от А. Ф. Лапшиной в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990 г. О. В. Жуковская, С. Ю. Камерилова. Н. В. Морохин, А. В. Харлов.
Лесной человек
Вот произошел случай тут с женщиной. В чем-то она провинилась перед ним, что-то в лесу, наверно, не то делала, не то говорила.Пошла в лес по грибы с корзиной. А в лесах ее ждал человек. Он ее подманил к себе, посадил на спину и понес в лес. Ее очень долго искали. Сутки ее нет, вторые нет, после стали молиться за нее. После этого, видимо, он ее со спины ссадил и наказал ей не говорить, где была, не сказывать никому. Люди ее видали, как она выходила к мельнице. Вся одежда была рваная, оборванная.Она долго не говорила, что с ней было. Потом сказала все. И после этого прожила недолго — померла.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.
Млит
Мой отец лесовщик. Один раз они поехали с бригадой в лес, и у них там мужик пропал. Они его стали искать. Но в этот день не нашли.Только как в двух церквях молебен отслужили, нашли его на пне за тридцать километров от того места, где были с бригадой. Когда егоспросили, что с ним было, он рассказал:
— Где я только не был, где я только не был, и кормили хорошо. Даже ноги не мочил, хотя через реки и болота шел. Это меня Млит на спине таскал. Все мне показывал.Правда, после этого случая он скоро умер.Я своими глазами Млита видела. Как-то два года назад пошла в Ширту к сестре. Было это вечером. Иду-иду, и вдруг дорогу потеряла.Испугалась, стала молитву читать. Когда читала и увидела Млита. Он мне бородатым показался. Я молитву дочитала и дорогу нашла. А слыхала я, что Млит далеко уносит и уводит.
Зап. от Пелагеи Петровны Веселовой (1917 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.
Не показывай пальцем на Луну
Раньше одна девушка вышла было за водой и сказала другой девушке: «Вот и Луна показалась!» Другая ей сказала: «Не показывай пальцем: Луна может притянуть к себе».А Луна это видела и подняла эту девушку к себе.
Зап. от 3. Ф. Маяковой (1929 г. д.) в с. Бол. Селки Тоншаевского района и 1966 г. Ф. И. Айплатов.
Неведомая сила
Работал я как-то на лесоповале на реке Юронге. Летом лес сплавляли,а осенью пошел деньги за работу получать. А темнеет рано осенью-то. С деньгами боязно возвращать-ся лесом, но иду. Вдруг сзади — шум, звон.Оглянулся — тройка как барская, серая, в яблоках скачет. На облучке мужик, в повозке — две женщины. Смеются, шутят. Просил я их с собой взять, подвезти, но не взяли. Говорят — только до Кузьменок едут. Когда я дошел до Кузьменок, опросил, пролетала ли здесь тройка такая.Но никто не видел. А потом я узнал — в тот самый вечер у одного мужика дочь задавилась. Это были черти-дьяволы — они за ней ехали.
Зап. от Якова Трофимовича Сергеева (1910 г. р.) в д. Нестерино Воскресенского района в 1990 г. О. Н. Ляпаева.
Нечистая сила
Рассказывают, черти являются к тем, кто тоскует. Виг к одной бабе мужик ходил, а он чертом оказался! Затаскал, затерзал однажды женщину
до смерти и исчез.А вот бывает, что домовые заводятся в избах. А хозяева даже неподозревают, что в доме он есть. А вот если часы тикают, а часов нет в доме, то это верно — домовой завелся.А в воде черти водяные живут. Они страшные — длинные волосы, длинная рубаха, и детей к себе домой заманивают.
Зап. от Веры Анисимовны Лопатиной (1923 г. р.) в д. Бол. Юронга Воскресенского района. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.
Нечистая сила(2)
Власть нечистой силы проявлялась и в некоторых поверьях о"чертятниках" (людях,, связанных с чертом), способных совершить порчу людей, награждая их болезнями, припад-ками, тоской – порчей, как называлось это обобщенно.Сами чертятники, а порой оборотни попадали иногда впросак.Существовало поверье, что в ясный безветренный день появление небольшого вихря. вроде карликового песчаного смерча, было проделкой чертятника. Бросив в центр этого вихря с соответствующей молитвой нож или вилку, можно было услышать стон или увидеть капли крови от пострадавшего чертятника, незримо находившегося в вихре.
Пожалуй, по количеству всех этих легенд, поверий Павлово не отставало от гоголевской Диканьки.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове
Оборотень
Вот одна рассказывала. Сын у нее оборотнем сделался. Превратиться мог в кого угодно: в зверя, в птицу, в волка, в зайца. Она раз пошла куда-то, а заней кошка бежит, бежит за ней. Так всю дорогу и обратно. Пришла, взяла ножницы, и остригла ухо кошке-то.На следующий день смотрит — сын не поднимается с кровати, захворал.Она посмотрела, а ухо у него нарушено.Так и сделался он у ней колдуном.
Они колдуны-то, говорят, умирать не могут. Силу и колдовство свое отдать должны. А умирают они, только когда охлупень снимают с крыши.
Зап. от Наталии Григорьевны Пуртовой (1930 г. р.) в д. Керганы Шарангского района в 1991 г. И. Г. Фирова.
Огненный сноп
В воину это было со мной, я еще мальчишкой был. Гуляли мы как-то вечером часов в одиннадцать. Направился домой. Смотрю — на дороге два огня движутся. «Ну, - думаю, кто-то фары зажег».Тут один огонь пошел прямо на меня. Я — бежать. Далеко убежал а он как огненный сноп — такой, огненным змеем у нас его зовут за полметра от меня повернул и в другую сторону пошел. Тут склад был деревянный.Так вот на склад. Я думаю: «Сейчас вспыхнет!»А он дальше пошел прямо на келеметище. Вот на горе у нас оно,Келемет — вроде — лешего, а это его место.Молодой тогда был, сейчас бы не побежал, остановил-ся. Говорят, змей на человека не пойдет, а дойдет до человека — рассыпется золотом.А куда второй огонь делся, я не видел.
Зап. от Егора Егоровича Архипова (1931 г. р.) в д. Ромачи Тоншаевского района в 1990 г. Т. В. Михайлова и Т. Е. Аксенова.
Огненный сноп(2)
Когда помрет муж или ребеночек, хозяйке кажется, что леший к ней летает. Прилетит как огненный сноп, как самолет, влетит в трубу дома.Вот к мужу моему второму жена покойница все ходила, ночью казалось приходила к нему. Ночью сплю и слышу, как он заматерился. Оказывается, Леконида к нему прилетела и снегу за шиворот положила. Муж схватил костыль и в нее кинул. С тех пор не появлялась. Я один случайсама видела. Отец у нас учителем был и приходил домой поздно. Мама скучала, в окно смотрела и мы-то смотрели. Мне было девять лет, брату—пять. Вот как раз соседа убили четыре года назад. Вдовушка осталась с одними детьми. Говорят—прилетал к тетке Дарье кто-то в образе мужа.Она боялась — никому не говорила. Вот вечером темненько было, смотрим в окно. Мама спрашивает: «Гера, видишь?»С северной стороны огненный сноп влетел в трубу. Перетянутый-то чисто сноп. И прямо в трубу. А уж как вылетел-то, не знаю.
Зап. от Ф. Я. Носковой в д. Пеньки Тоншаевского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Е. В. Зырянова.
О домовом
Случается, когда к женщине приходит домовой в образе человека. Это бывает, когда женщина тоскует по умерше-му мужу или ребенку. Домовой сначала заманит ее, потом высушит, тоску наведет, и женщина быстро умирает. Как только люди замечают эту женщину, что домовой ее посещает, они ее предостерегают от этого, молятся за нее. А сама женщина,чтобы уберечься от злых намерений домо-вого, когда ложится спать,натыкает иголок по краям кро-вати или положит с боков кровати детей.Домовой придет, уколется, затем хлопнет дверью — и только изба дрогнет.Домовой в подполье живет. Его никто не видел, живет невидимкой. Идет
бывало, когда спишь, и душить начина-ет. К плохому человеку холодным обернется, к хорошему — теплым. Спросит человек:
— К худу или к добру?
— К худу, к худу, к худу! — скажет.
Закрываю однажды двери на ночь — ворота, задвижки, защелки. Лежим в пологе, вдруг слышим громко так— «топ-топ» слышится во дворе. Потом шаги по лестнице... Гремят, падают замки. «Что за черт?»— думаю. И страшно, и интересно. Нюра за плечо трясет: «Что двери не закрыл?» —«Да закрыл!»—говорю. Встал, вышел в сени—никого нет и все запоры на месте. Вернулся. Опять — 'топ-топ!» Вот у двери завозился, вот защелка упала, дверь открылась... Вот по комнате уже ослышится «топ-топ».Боязно — не показываюсь.Пошуршал еще в доме и затих.
Зап. от Елены Даниловны Ивановой (1929 г. р.) в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.
О чертях
1.Раньше чертей много было. У нас в бане нельзя было мыться третьей партией. Там черти поджидают. У нас тетка пошла мыться третьей партией, так ее черти живьем сожгли.
2.Ночью трактористы боятся пахать. На многих полях ночью черти пашут.Их называют. Уди Каящ (Плохое Ви-дение), а чертями нельзя называть.Беду накличешь.
1. Зап. от Екатерины Афанасьевны Краевой (1973 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева, Л. В. Калинина и Н. М. Самхарадзе. 2. Зап. от Геннадия Михайловича Краева (1966 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Л
Порт Оза - хозяин дома
В каждом доме живет какой-то хозяин. Он не добрый, не злой, иногда помогает, иногда мешает, даже задушить может. Его называют Порт-Оза или Оза-Потя — так его на-зывали. Живет он под печкой. Когда спишь, он стучит, ходит, бегает.
Зап. в с. Бол. Ошкаты Тоншаевского района от В. В. Теркина в 1991 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов.
Почтальон и леший
Раз ночью шел почтальон через лес. Вдруг рядом человек появился и говорит:
— Давай, с тобой выпьем!
— Не хочу.
— Да по сто грамм всего!
— Ну давай!
Взял стопочку, перекрестился, а человек-то пропал.
Зап. от Е. А. Краевой в д. Ст. Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Л. В. Калинина.
Про лешего
Про лешего слышала. Живет у нас в деревне Лиза Бан-никова. Вот с ней и произошла страшная история. Летом собрались девчата за грибами,пошли. Разбрелись, кто куда. А Лизка отстала от нас и тем временем была на поляне. Вот тут-то ее леший у самой опушки и утащил.Она потом сама рассказывала. Как он отпустил ее, дол-го ходила, куда шла, сама не знала. Испугалась, потеряла корзину, искать ее стала.Даже через болото переходила. Леший ее крутил. А под вечер ей плохо стало. Говорила, сильно к земле ее давило. Ближе к ночи примостилась у дерева в лесу. Где потом была, она и не знала. Как рассвело, очнулась и стала искать дорогу. А как выходила из лесу, ее подобрал трактор,который проходил по дороге. После этого случая она долго болела.
Зап. от Е. Ф. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова, М. А. Арташина и М. В. Белоус.
Русалка на ветвях сидит
Еще с древности люди селились по берегам рек. Поэтому существует много легенд и преданий о жителях подводного царства. Вот, например,легенда о русалках.Люди сказывали, что летом, от Троицы до Петрова дня, русалки вылазят из воды на берег. Они странствуют по берегам рек в поисках женихов. В основном залазят на деревья, прячутся в листве и поджидают одиноких путников. Они останавливали их, завлекали красой своей, речами сладкими. А затем спускались с деревьев и защекачивали "любимого" до смерти, а потом уволакивали его в речку.Чтобы уберечься от русалочьих колдовских чар, мужики носили с собой пучки полыни, собранные в субботу накануне Троицы. В Троицкую неделю или, как ее называют в народе, Русалочью утопленницы выходят на берег и водят хороводы, купаются в реке, плещутся при луне, качаются на ветвях деревьев.Не знаю, правда, не знаю, нет ли, но так люди сказывают.
Записал от Быдреевской Ирины Ивановны, в г.Семенове в 2000 г. Игнатова
Суртан
Еще в 1924 году мой дед Кузьма Егорович Маяков рассказывал: Стояла огромная липа, потом она повалилась, сейчас от нее остался лишь пень.Люди приходили к этой липе и оставляли на специальной для этого тарелке деньги. Перед восходом солнца каждый раз старик Суртан с огромной бородой брал эту тарелку и тряс так, что вокруг слышался звон монет. Этот звон монет и тарелки доходил до нашей деревни. Все слышно было. Мы, маленькие еще, пугались. Суртан жил в этой самой липе. У него была тропка от этой липы до леса. Ходить по этой тропинке боялись. Даже лошади не ходили по этой тропе: пугались. Они вставали на задние ноги, так упирались. Даже близко подходить к этой тропинке боялись. Там мог ходить только Суртан. Он был марийским богом, вроде Иисуса Христа. Мой дед очень верил и ходил к этой липе. На моление можно было брать свою жену, а другим женщинам, детям ходить туда запрещалось. За это наказывали как следует.
Зап. от К. Д. Маякова (1912 г. р.) в с. Б. Селки Тоншаевского района в 1961 г. В. А. Акцорин.
Тайна дома № 25 по улице Шмидта
Многие истории были связаны с нахождением кладов (заветная мечта бедноты). Признаки нахождения кладов выражались появлением животных желтоватого цвета (сходство с цветом золота).Например, в доме №25 по улице Шмидта появлялась желтая курица, на чердаке этого дома. Время появления было временем суток между
полуночью и часами выхода солнца. Чаще всего такие явления наблюдались в летний период. Для взятия клада надо было знать определенный набор молитв и заклинаний вроде: "Аминь. Рассыпься". По произнесении нужных слов появившаяся фигура рассыпалась набором золотых монет. Однако за жизнь, прожитую мной и моими предками трех известных до меня поколений, ни перед кем появившиеся клады не рассыпались.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове
Ташман
Про лешего у нас рассказывали, что он водил по лесу людей и плутал.А являлся он в виде обычного мужика. Выйдет из-за дерева и идет навстречу. Кто в лес зашел, радуется — вот, дорогу покажут. Он и покажет, только не в ту сторону. Так и путались. И говорили — Лесной повел.Марийцы звали его «Ташман», Русские - «Некошной», «Дитятко».
Зап. от В. С. Ложкина в р. п. Тоншаево и 1990 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов
Тропка домового
Как-то я пошла в Кузнец в гости. Там мне одна жен-щина рассказывала.Болела как-то сваха Паша. И вот когда она спала, у печи начала кричать. Все кричит, а говорить не говорит. Потом проснулась, я спрашиваю:
— Сваха Паша, что с тобой сделалось?
— Душит меня кто-то, - говорит она,
Потом мне сказали, что это домовой — Пёрт-Оза давил ее оттого, что она легла на его домовую тропку.
Зап. от Татьяны Михайловны Сусло-вой (1909 г. р.) в д. Изъянка Воскресенского района в 1990 г. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.
Фетистовое чудо
Ездил татарин по деревням, сукно продавал. Дело это в тридцатых годах было. Заехал он в Большое Поле, В угловом доме у почты попросился переночевать. Утром встал - нет одного мотка. Он у хозяина спрашивает:
— Зачем взял? Отдавай! Если надо, по-хорошему могу тебе моток дать.Только красть не надо.- Хозяин — знать не знаю.— Ну, смотри, намаешься после,— сказал и уехал татарин.А в доме нечисто стало. Утром хозяева выходят — корова на овине стоит. Посуда со стола падает, бьется. Две дочки у хозяина было. Вот одну он любил, другуюто нет. То в хлеве с сеном на вертушку запрет, то на нее что уронит. А той, что любил, еще хуже приходилось: Он ее обнимал все.Уж хозяин попа пригласил — святить дом. Поп освятил.— Все,— говорит,— теперь не будет ничего! Хозяин рад, попу обед поставил. Первое съели, второе съели. Поп говорит:— Вот что творит святой истинный крест!А тут третье — чашка с овсяным киселем как поднимется. Да кисель-то прямо попу в бороду! Поп аж заматерился. И бежать.И так их целый год мучило.
А через год татарин этот тут снова появился. Приехал зимой на санях.Хозяева его увидели, побежали к нему, каяться стали.— Ладно,— говорит татарин,— учту. Из саней взял он тулуп. Пошел в дом,распахнул тулуп этот.— Ладно, погостил — поехали в другое место. Дотащил тулуп до санок,бросил его туда — они аж скрипнули — так тяжело. И уехал. А чудеса в Фестистовском доме на этом кончились.Вот что могу еще сказать. С тех пор в Большом Поле случая не было,чтобы кто-то что-либо украл. И замков не держат, и двери все настежь.Но ни у кого ничего не пропадало.
Зап. от Евгения Петровича Воронина (1957 г. р.) в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990г. Н. В. Морохин.


