• В связи с участившимися блокировками доменов нам пришлось скрыть некоторые разделы форума от гостей, чтобы получить доступ ко всей информации - зарегистрируйтесь.

Статья Двуглавый орел - символ, который пришел к нам из Шумерской цивилизации

Asy999

Модератор
Сообщения
4 634
Реакции
17 223
Баллы
499
  • Меценат
  • Автор темы
  • #1
original.jpg
Этот символ был широко распространен в культуре Шумерской цивилизации. Впервые его обнаружили при раскопках в городе Лагаш. Правда, исследователи находили изображения орла и в культуре индоевропейского народа хеттов, которое расцвело примерно в те же века, что и шумерская цивилизация. Самая поздняя находка датируется тринадцатым веком до нашей эры. Шумеры наносили этот символ на печати, на стены, на сосуды и другие изделия и сооружения. Иногда орла изображали с жертвой в когтях (обычно с зайцем). Ученые интерпретируют это как образ могучего царя, который смотрит сразу во все стороны и побеждает трусливых врагов. К тому же образ двуглавого орла использовали в религиозных целях. Шумерологи считают, что двуглавый орел к тому же символ Нинурта, бога грозы и ливней в шумерской мифологии. Шарур – его палица – была увенчана двуглавым орлом. Благодаря своей булаве Нинурт побеждал и в войнах, и укрощал непокорных. Шарур был живым существом, несмотря на свой вид. По крайней мере именно двухголовый орел на конце булавы убеждал Нинурта, что тот справится, в моменты, когда бог терял веру в себя (его сражение с драконом или демоном Асагом). Хотя точное назначение этого символа до сих пор учеными не раскрыто.Двуглавый орел символизирует по древним верованиям солнце. Исследователи пришли к такому выводу, опираясь на логическую цепь: орел – царь всех птиц, Солнце – царь планет и всей системы. Орел ближе всех к солнцу, так как выше всех летает. Он олицетворяет благородство, власть, защиту от зла. Орел с когтями – символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Шумеры также считали, что орел – посланник богов, связующее звено между людьми и богами. Есть мнение, что европейцы заимствовали это изображение после крестовых походов. Насмотревшись на турецких орлов, тамплиеры тоже стали наносить их на свои гербы и щиты. Так он прижился и в геральдике. А четыреста лет назад был принят за символ государственной власти Российской империи. Даже сегодня орел украшает гербы России, Албании, Черногории и Сербии.

Шарур - вероятнее всего, и есть имя двуглавого орла, соратника и помощника Нингирсу (Нинурты). Однако, вывод это поспешный и далеко не конечный. Все дело в том, что часто в текстах о деяниях Нинурты (или Нингирсу) Шарура называют палицей (часто мечом или копьем) Нинурты. В других текстах Шарур назван просто оружием Нинурты. Например, малый фрагмент под названием "Нинурта" ("Ассиро-вавилонский эпос". Москва. 2007) упоминает Шарура первым в перечне вооружения Нинурты:

В моей деснице Шарур я несу,
Уд-ка-нинну, мой божий меч, я несу,
разрушителя гор, Удба-Нуиль, я несу,
меч, съедающий трупы как дракон, я несу,
разрушителя гор, тяжёлый меч небес я несу,


И важный момент:

...булаву, которой семь глав убивают как змеи, несу я,
пред которою враг убегает, как пред чудищем моря, несу я.


Из текста видно, что в арсенале Нинурты имеется и Шарур (на первом месте), и семиглавая булава. Это же видно и на барельефе - бог держит в руке семиглавую палицу. А двуглавый орел изображен отдельно от всей композиции и явно не принимает участия в сцене.

Посмотрим на образ Шарура в других шумерийских текстах о Нинурте. Нинурта — бог счастливой войны, витязь богов. Ему посвящены два сохранившихся гимна "Подвиги и деяния Нинурты" и "Путешествие Нинурты в Эриду". В первом тексте рассказывается о сражении Нинурты с драконом Асагом. Прислушаемся к словам невероятной древности:

Однажды оружие Нинурты - Шарур, чей блеск был ужасен, обратилось к своему хозяину. Оно призывало Нинурту освободить мир от крылатого дракона Асага, обитающего в горах на востоке.

Когда Нинурта, сын Энлиля, начал устанавливать Судьбы,
Тогда его боевое оружье обозревало сверху горы,
Шарур — “Накрыватель множеств” —
Возопил царю своему с неба:
“Господин, повелитель неба,
Охранитель высоких престолов...


И далее по сюжету:

Нинурта отправляет Шарура на разведку и тот, пораженный количествам и силой врагов, советует отступить...
Шарур тем временем летит в Ниппур к Энлилю и просит помощи.
Боги и Шарур приветствуют победителя.


В общем, Шарур совсем не напоминает палицу, копье или дубинку. Тем более, и в тексте, и на барельефе четко видно, что и палица, и дубинка находятся в руках у бога. Скорее он, ближайший соратник, помощник в борьбе, грозное оружие "чей блеск был ужасен". Но этот вопрос еще ждет своего большого исследования. А пока мы, за неимением дополнительных данных, поставим тут точку

Нинурта идет на битву с драконом Асагом. Проходит через некую "мятежную страну". Разоряет города, убивает людей, "как мотыльков". В общем, эпический Герой в действии. И тут есть пара очень интересных предложений, опущенных в русском переводе:

96-118. As he went the gall followed, anger filled his heart, and he rose like a river in spate and engulfed all the enemies. In his heart he beamed at his lion-headed weapon, as it flew up like a bird, trampling the mountains for him. It raised itself on its wings to take away prisoner the disobedient, it spun around the horizon of heaven to find out what was happening. Someone from afar came to meet it, brought news for the tireless one, the one who never rests, whose wings bear the deluge, the Sar-ur.

В моем быстром буквальном переводе это звучит примерно так:

96-118. Так он шел, сопровождаемый злобой, гнев наполнил его сердце, он поднялся, как река в потоке, и охватил всех врагов. В его сердце он сиял в своем львиноголовом оружии, так оно взлетело будто птица, растоптав для него горы. Оно подняло себя на своих крыльях, чтобы устранить непослушного заключенного, оно развернуло горизонт небес, чтобы узнать что происходило. Издалека некто пришел, дабы встретить его, принес новости для неустанного, тот, кто не знает отдыха, чьи крылья несут бурю, Шар-ур.

Ну наконец-то у Шарура упомянуты крылья. Значит, все-таки не дубинка и не меч. )

2. Хурритское и Хеттское царства.
Значительно большее количество изображений двуглавого орла дошло до нас из Хурритского царства (вторая половина III тыс. до н. э.) и из Хеттского царства (с 1800 по 1180 гг. до н. э.), которые находились на территории северной Месопотамии и нынешней Турции.
 
Назад
Сверху Снизу